Сложные страницы                                                                                     в изучении                                                                                               истории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Изучаем средневековье 

Урок по средневековью
Вольтер: "Тёмные века". Откуда такой уровень искусства?
Эрих Фромм: "Индивид имел свободу выражения собственной личности в труде"

Самосознание средневекового человека и общества подробно анализируется в работах И. Хейзинги, М. Блока, Л. Февра, Ж. Ле Гоффа, А. Гуревича и др. Средневековая культура явилась отрицанием античности (отрицанием диалектическим) как образа растворенности человека в природе и как образа государства, который замыкался крепостными стенами полиса. Этот...

При изучении реформы Александра II по отмене крепостного права интересно рассмотреть, как подобные процессы проходили в других странах. для сравнения можно рассказать как отменяли в Японии в революции Мэйдзи. Основные положения аграрной реформы в России (1861) Основные положения аграрной реформы в Японии
(1871-1872)
Основной акт - «Общее положение о...

Современные тенденции в исторической науке поднимают вопрос о последствиях монголо-татарского ига для Руси. В основном говорят о разорении русской культуры, экономики. Это все очень правильно и точно. Некоторые пытаются поднимать вопрос о том, что м-т иго не повлияло на Русь, или ига вообще не было. Я не буду ни с кем спорить, а предложу некоторые...

Концепция истории Исторической школы «Анналы» Следующий существенный шаг в разработки статуса истории как мира духовности, ментальности и выделения духовной составляющей в историческом процессе в философских исследованиях принадлежит исторической школе. Основателями тотальной истории считается Школа «Анналов» и ее представители: Марк Блок[ ] и...

При изучении средневекового государства В Европе (история, 10 класс) я использовала произведение Никколо Макиавелли "Государь" (Перевод: Муравьевой Г. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: "Художественная литература",1982).

Синхронистические таблицы: сценарии уроков: статьи...

Управление в средневековом раздробленном государстве – «Сеньориально-вассальное государство» или «Феодальная лестница».
Управление в средневековом раздробленном государстве – «Сеньориально-вассальное государство» или «Феодальная лестница». Вопрос 1. Как управляется средневековое раздробленное государство? 2. Где мы встречали уже систему управления такого государства? (Повторение материала 6 класса по средневековому раздробленному государству. Повторение одной из известных нам форм государственного управления). Выстраиваем по аналогии схему государства «Великая монгольская империя»: Феодальная лестница выстраивается в совместной работе с учителем (Интерактивная доска). Схема: «Сеньориально-вассальная система управления средневекового раздробленного государства Великая монгольская империя» Задание: По аналогии с созданной схемой государства «Великая монгольская империя» составьте схему расширенную схему вассального Русского государства. (Работа в группах. Защита проектов). «Сеньориально-вассальная система управления средневекового раздробленного государства Великая монгольская империя с включением Руси» Вывод: Русское государство попало в сферу государственного управления Великой монгольской империи. В средние века в Европе начали возникать городские коммуны, устроенные на манер древнеримской республики; появился институт выборов, человек имел чувство гражданской солидарности и ответственности, уважения личности, рыцарское отношение к женщине; появилось понимание христианского братства. В это время возникают университеты, где господствует братство профессоров и студентов, последние сами выбирали и приглашали учителей, определяли предметы лекций, увольняли не оправдавших доверие деканов и профессоров. В период формирования первых парламентов сошлись интересы короля и народа. Это было время роста политического самосознания человека. Средневековый человек в своей политической деятельности полностью ориентируется на древнего римлянина. Он устраивает управление города по аналогии с государственным строем римской республики, даже название должностей заимствует у римлян, использует римское право в делах, если судебные случаи не прописаны в его варварских правдах. Главная государственная форма в средневековых городах – города-коммуны. При таких условиях оказалось возможным создание в Новгороде и Пскове православной демократии. Древнерусское государство самоуправлялось: древнерусский князь делил власть с боярством, с дружиной, с вечем, так как он не был хозяином русской земли и часто менял ее. Вече и князь обеспечивали принцип разделения властей, идущий в Новгороде далее, чем где-либо, между князем, «господой», вечем и «владыкой», что давало здесь больше возможностей личной свободы. Оттого такой вольной рисуется нам сквозь дымку столетий жизнь в древнем русском народоправстве.[ ] Легитимизация государственности шла в ногу с плюрализацией духа, гуманизацией представлений о человеке и мире, морализацией всех сторон жизни.




Познание в средние века
Вопросы гносеологии в средние века, средневековая идеология вырастают из трудов Августина Блаженного, который заложил основы этой ментальности, и просветительской работы церкви. При всем осознании сложности и двойственности окружающего человека мира последний переживался людьми той эпохи в основном целостно. Легенда и действительность не противостояли друг другу, правда и вымысел нередко причудливо сплетались в некую «синкретическую правду». Эта особенность средневекового мировосприятия во многом определила стремления искусства той эпохи к наиболее широкому охвату доступных сознанию представлений о мире, к единству воздействия изобразительных и зрелищных искусств. Мысль средневековья никогда не была «чахлой, упаднической, ретроградной». В ней поражает мощь, разнообразие, мировоззренческое мужество, богатство оттенков, которые наличествуют в святоотеческих сочинениях, патристике, номиналистических исследованиях Росцелина и Беренгария Турского, Авицены и Маймониды, в ранней схоластике Герберта, Ансельма Кентерберийского и Абеляра. Глухая пора Х-XI веков – это и мощнейшие арабские влияния, и замечательная фигура папы Сильвестра II, ознакомившего Запад с античной и индусской математикой, астрономией, сделавшего логику методом теологии, и папа Григорий VII, знаменитый своими реформами, и последний отец церкви и первый схоласт, изобретатель «онтологического доказательства» Ансельм: «Я верую, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом верить» (в отличие от Эриугены: «Верую, ибо абсурдно»). И девиз философии средних веков удивительно современен: «знать – чтобы верить, верить, чтобы знать». В отличие от Просвещения «темные века» знали множество интеллектуальных течений, «ересей», гармонизирующих дух и материю, разум и веру, природу и человека.
«Средневековые символы – это не пластично оформленные тела-символы античности, а таинственные и глубокие письмена, смыслы, полученные миром во время творения его Богом. В познании грамматика подперта магией, хотя последняя и осуждается, как попытка овладеть шифром к тексту мира с помощью темных сил».[ ] Экзегеза средневековья не считает необходимым сделать предмет ясным, понятным, сохраняет тайны текста. В средневековом обществе упал познавательный интерес к реальному миру, науку заменило богословие, а искусство отвернулось, в принципе, от реальности и поставило себе целью говорить, по возможности, только о потустороннем и чисто духовном (священное писание как жанр литературы, икона вместо живописи). Это неизбежно требовало символического художественного языка, ибо духовное невозможно передать средствами изобразительного искусства без его материализации в чувственно воспринимаемых формах. Выражая отрицательное отношение к земному материальному миру, эти формы все дальше уходили от подчинения его объективным закономерностям и от передачи самой его материальности в соответствии с ре¬лигиозно-спиритуалистическими представлениями, носителями которых они являлись. Завершением становления основных эле¬ментов этой системы нам представляется расцвет романского искусст¬ва, т. е. конец XI – первая половина XII века (романский как подражание всему римскому. Выше говорилось о диалектическом отрицании античности).
В XIII веке происходит переход к готическому периоду. Он представляет собой качественный сдвиг в рамках прежней средневековой системы, еще не разрушающий ее основы, но уже подготавливающий ее гибель. Сюда относятся возрастание светских интересов человека к жизни, к природе, назревающая потребность в обогащении эмпирического опы¬та и знания. В области искусства это проявляется, при сохранении символической основы образов и художественного языка, в восстанов-лении ценности физической красоты человека и природы вопреки мно-говековому развитию христианского аскетизма, в усиливающемся воз¬врате к натуре, в очеловечивании религиозных сюжетов и образов. В изобразительном искусстве появляются чувства: теперь уже не торжествующий романский Христос, а распятый, страдающий, плачущая богоматерь.
На Руси господствовала созерцательность. Мировоззрение созерцания проявится во всем. Если рассматривать живопись (а искусство отражает лучше других сторон жизни менталитет народа), то мы заметим, что вплоть до XVIII века в России нет портретов, есть икона (иконостас как чисто русское изобретение), позже, в XVII веке – парсуна (Ф. Ушаков). Если же проанализировать сюжеты, которые были наиболее любимыми и распространенными в православной и католической системах, это троица и богоматерь. В России, начиная с XIV века, когда Сергий Радонежский вводит новый культ с новым каноном изображения – троицы как символ единения Руси, жертвенности его героев в период монголо-татарского господства, молчаливой беседы, перихоресиса – начинается изображение небесной троицы: бога-отца, бога-сына, бога-духа святого. Западные художники изображают земную троицу – «Святое семейство», что формирует уважение к семье в католических, особенно в протестантских семьях. Патриархальность русской семьи с ее неуважением к женщине, которую можно сослать в монастырь, бить, забить до смерти вместо развода, который запрещен церковью, формируется также на этой базе.
В XIII веке в Европе назрела необходимость в ревизии христианских догм. Появилось много ересей. В это время в Италии появился мыслитель, которому церковь в лице римского папы доверила миссию пересмотра старых догм и введение новых. Им был Фома Аквинский. Фома Аквинат выполнил главную работу – обобщил все новые, давно назревшие версии в идеологии христианства. Фома повернул христианство от созерцания к познанию, основой томизма станет аристотелизм. Он заявил, что надо познавать не только бога, но и дела его. Вскоре после реформы Аквината началась эпоха Возрождения, которая занялась натурализмом. В XVII веке уже в Европе появятся науки. Россия в этом процессе уже не участвовала. У нее не было своего Аквината, она продолжает созерцание. Это особенно хорошо видно в трудах наших мыслителей: Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Иллариона, Аввакума. В XIV-XV веках в России начинается Проторенессанс[ ], но он не имеет продолжения. Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудный – представители русского Проторенессанса. «Предвозрожденческие тенденции в развитии русской культуры наметились во второй половине XIV в. – несколько позже, чем на Западе и в Византии. Предпосылкой этих тенденций явилась, прежде всего, культурная общность Руси с христианской Европой, хотя и ослабевшая, но не исчезнувшая во второй половине XIII и первой половине XIV в., а во второй половине XIV и в XV в. начавшая вновь быстро развиваться».[ ] Но Проторенессанс не перешел в следующую стадию – ранний Ренессанс, вскоре в России вводится крепостное право, которое делает уже совершенно невозможным Ренессанс в нашей стране, вплоть до начала ХХ века, пока не проявятся здесь такие тенденции, которые Н. Бердяев назовет Русским Ренессансом. Проторенессанс не стал широким ренессансным движением также из-за падения городов-республик Новгорода и Пскова, ренессансная культура – это городская культура. Русский проторенессанс опирался на собственную старину – домонгольскую культуру. Эта основа была недостаточной, еще более она сократилась после падения Византии в XV веке. «Духовные силы народа поглощались трудным развитием централизованного государства. Союз церкви и государства укрепил церковь, способствовал подчинению церкви государству и усиливал церковь государственной помощью против еретиков и свободомыслящих. Процесс секуляризации, с самого начала недостаточно активный из-за отсутствия своей языческой античности, был подавлен и выразился только в огосударствлении церкви, отнюдь не способствовавшем открытию человека в сфере мысли. В XVI в. начинается полоса застоя с некоторыми, впрочем, посторонними вкраплениями ренессансных мотивов и других заимствований в архитектуре, изобразительном искусстве и общественной мысли».[ ] В нашей стране не будем места науке, рационализму еще долгое время. Если и появятся свои Кулибины, то их изобретения не будут иметь научную основу. (Вспомним русского Левшу, который не знал математики, подковал английскую блоху, из-за нарушений пропорций та перестала скакать.)




Образование и книги на Руси
Говоря о любви к Родине, необходимо говорить об образовании на Руси, о роли образования, которому уделялось внимание в православии. При разработке рабочей тетради по "Основам исламской културы" в разделе об исламской науке я привела пример развития книжной мудрости в исламском мире в сравнении с Европой, и была удивлена тем, как развивались библиотеки в Кордове: Вопросы и задания: Почему исламский мир уделял большое внимание библиотекам, книжной мудрости разных народов? Исламский мир Католический мир Кордова. В 10 веке 70 библиотек, количество книг в среднем – 900 книг. Первой библиотекой стала библиотека Болонского университета в Италии, основанная в XI в. - Библиотека кордовского халифа аль-Хакама II 400 тыс. томов Появляются библиотеки во Франции (Парижский университет). В библиотеке Сорбонны Появляются библиотеки в Англии (Оксфорд, Кембридж), В 1338 (Франция, с 1225г.) г. согласно каталогу имелось 1720 книг, 300 из которых были прикованы. Появляются библиотеки Чехии (Прага), Польше (Краков), Германии (Гейдельберг), Австрии, Швеции, Дании К началу XVI в. в Европе более 60 университетских библиотек В 9 веке по приказу династии халифов Аббасидов труды древнегреческих философов были переведены на арабский язык. Это был целый проект поиска античных трудов древнегреческих математиков, астрономов и философов: «Метафизика» Аристотели, труды Галена по медицине, «Начало» Евклида, «География» Птолемея,«Геометрия» Пифагора. Позже арабы перевели эти труда на латинский язык (считается, что с этого события начинается эпоха Возрождения в Европе. Я решила сравнить эти цифры со средневековой Русью: В Киево-Печерском монастыре появилась первая библиотека в 11 веке. Количество книг в Древней Руси к 13 веку. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях. Одной из наиболее крупных русских библиотек периода 15-17 веков была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. В 1601 г. в его библиотеке насчитывалось 1065, а в 1664 г. -- 1916 книг. Библиотека занимала особое, специально отведенное для нее здание. Ярослав Мудрый - основатель первой библиотеки на Руси. Это было самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых; здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Крупная библиотека принадлежала Соловецкому монастырю. К концу 17 века его библиотека состояла из 1343 рукописей и 83 старопечатных книг. В библиотеке Троице-Сергиева монастыря в середине 16 века насчитывалось 411 древних рукописей. Волоколамский монастырь был основан Иосифом Волоцким (1439-1515), который передал в библиотеку свое книжное личное собрание. Согласно летописи конца 16 века, в этой монастырской библиотеке насчитывалось почти 1150 томов.





Музыка средневековья: К. Орф. "Кармина Бурана"
Carmina Burana (Ка́рмина Бура́на),
также известен как Кодекс Буранус, Codex Buranus — иллюминированный манускрипт, представляющий собой рукописный поэтический сборник. В настоящее время находится в Мюнхене. Название манускрипта на латыни означает «Песни Бойерна» (средневековый монастырь Beuern, ныне в Бенедиктбойерне, Бавария, где рукопись была найдена в 1803 г.).
Рукопись впервые опубликована в 1847 году И. А. Шмеллером, который и дал сборнику название Carmina Burana. Это крупнейший известный сборник поэзии вагантов, или голиардов, — средневековых странствующих поэтов. Составлен в Южной Германии в XIII веке, насчитывает 315 текстов различного объёма. Около 40 стихотворений сборника снабжены адиастематическими невмами, не поддающимися уверенной расшифровке.
Большинство стихотворений — на латинском языке, некоторые на диалекте средненемецкого, со вставками старофранцузского. В то время латинский был языком межнационального общения для путешествующих школяров, университетов и теологов во всей Западной Европе, однако распространение успели получить уже и аналогичные стихи на национальных языках, а также макароническая поэзия, где чередуются латинские и немецкие (старофранцузские) строчки. В сборник входят сочинения нескольких поэтов, таких, как Петер из Блуа, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, а также анонимный поэт, вошедший в историю как Архипиита. Вальтер Шатильонский, Готье́ Шатильонский (ок.1135, Лилль — ок.1200, Амьен) — французский поэт и богослов XII века, писал на латинском языке. Главное сочинение Вальтера — эпическая поэма в 10 книгах «Александреида» (сочинена в конце 1170-х или начале 1180-х гг.) о жизни и деяниях Александра Македонского, в основном, на материале Курция Руфа. В соответствии с антикизирующими представлениями того времени о высокой поэзии «Александреида» написана гекзаметрами. В «Трактате против иудеев» Вальтер делает подборку антиееврейских высказываний ветхозаветных пророков и противопоставляет иудейскую и христианскую интерпретации учения о Троице.
Поэзия Вальтера чрезвычайно разнообразна. Среди 46 стихотворений в рукописи 351 из Сент-Омера и ещё 18 стихотворений в различных рукописях (в том числе, в знаменитой Carmina Burana) — сатира на обмирщение клира (например, «Propter Sion non tacebo», о падении нравов в папской курии) в стиле вагантов, любовная лирика, пасторали, стихотворения на случай (об убийстве Бекета, о коронации Филиппа II) и даже собственная эпитафия («Insula me genuit»).
Филипп Канцлер (ок. 1160, Париж — 26 декабря, 1236, там же) — французский теолог и поэт.
Внебрачный сын парижского архидиакона Филиппа (ок. 1125 — ок. 1185), Филипп воспитывался в богатой семье, изучал теологию и право в Парижском университете. С 1217 года до конца жизни служил канцлером парижского собора Нотр-Дам. В 1229-31 годах Филипп участвовал в конфликте между университетом (на его стороне) и светской властью. Возможно, именно благодаря его влиянию, юрисдикция церкви в Парижском университете была закреплена папской буллой «Parens scientiarum» (13 апреля 1231). В 1235 выступал против избрания епископом Гильома Овернского, обвиняя его в безмерном стяжательстве бенефициев. Возможно, незадолго перед кончиной вступил в орден францисканцев.
Филипп написал теологический трактат «Summa de bono» (ок. 1225-28), в котором среди прочего он разработал новую философскую теорию трансценденталий, оказал влияние на францисканское движение и на Альберта Великого. Помимо Аристотеля, Боэция и других признанных античных авторов, в «Сумме» Филипп опирается на новые имена философов XII и XIII веков. Кроме того, Филипп — автор более 700 проповедей на латинском и французском языках.
Состав сборника:
• Песни назидательные и сатирические (Carmina moralia et satirica)
• Песни любовные (Carmina amatoria)
• Песни застольные (Carmina potoria, шуточное «Богослужение игроков»)
• Театрализованные паралитургические представления (Ludi, букв. «игры»)
• Дополнения (Supplementum; песни на немецком языке; литургические драмы и др.)
Тексты еще одной части (Carmina ecclesiastica, церковные песни) не сохранились.
Работа Орфа основана на двадцати четырёх стихотворениях из сборника средневековой поэзии, названного Carmina Burana. Название Carmina Burana переводится с латыни как «Песни Бойерна». Это связано с тем, что оригинальный манускрипт сборника («Codex Buranus») был найден в 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Buranum; ныне Бенедиктбойерн, Бавария).
Бенедикти́нцы (лат. Benedictini, Орден св. Бенеди́кта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке.
В 2012 г. Бенедиктинская конфедерация состояла из 21 конгрегации и 6 независимых монастырей. Общее число монашеских обителей — 338. Общее число монахов — 7231, из них 3796 священников. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, избираемый на срок 8 лет. Он представляет бенедиктинцев перед Святым Престолом, но не имеет права назначать и смещать настоятелей монастырей.
Главный упор в деятельности бенедиктинцев делается на молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерскую работу. Девиз ордена: «Молись и работай» лат. «Ora et labora».
После смерти св. Бенедикта в 547 г. основанный им монастырь Монте-Кассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами в 580-е годы (позднее он был восстановлен). Монахи при поддержке Папы Григория I Великого разошлись по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, а к XI веку и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев этого периода выделяются св. Августин Кентерберийский, св. Виллиброрд, св. Адальберт Пражский и др. В VIII веке другой Бенедикт, Бенедикт Аньянский, устроил монашескую жизнь на строгих началах бенедиктинского устава в монастыре в Аньяне.
В 1893 г. папа Лев XIII объединил все бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию. Резиденцией главы Бенедиктинской конфедерации является монастырь Сант-Ансельмо-аль-Авентино в Риме, при котором работают теологические колледж и университет бенедиктинского ордена.
Вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества огромен, в эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в том числе Беда Достопочтенный, Алкуин и др. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение людей. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц. Многие бенедиктинские монахи, такие как Ансельм Кентерберийский и Петр Дамиан были видными философами и богословами.
Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического- в аббатстве Сен-Дени.
Чрезвычайно велики заслуги ордена бенедиктинцев по отношению к музыке, ее истории и теории. Начиная с Папы Григория Великого почти все значительные деятели, о которых упоминает история музыки, были монахами-бенедиктинцами, а бенедиктинские монахи монастыря Святого Галла Ноткер и Туотило стали крупнейшими поэтами и композиторами Европы в эпоху Карла Великого.
Вклад бенедиктинцев в Новое время в исследования средневековых текстов и живописи также очень велик.



4 ноября - День народного единства; День Казанской Божьей матери; День освобождения Кремля от поляков

А. Альтдорфер. Битва Александра МАкедонского

google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html