Академия наук РФ. Конференция в Институте всеобщей истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Право социального обеспечения» для направления подготовки (специальности 40.03.01 «Юриспруденция» 40.03.01 «Юриспруденция». СОставитель к.э.н., доцент Бурыкин А.Н.

Оглавление1. Наименование дисциплины (модуля). 42. Аннотация дисциплины. 43. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 44. Место дисциплины в структуре образовательной программы. 45. Перечень межпредметных связей. 56. Объем дисциплины в зачетных...

Целью дисциплины "Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества» является формирование у студентов знаний общих закономерностей проявлений количественных и качественных свойств объектов, посредством измерительных процедур (измерений), и использования полученной при измерениях информации о количественных свойствах объектов для...

Сахалинская область является единственным субъектом Российской Федерации, полностью расположенным на островах. Эта географическая особенность Сахалина и Курил, а также удаленность от столицы, экономических и культурных центров страны, породили своеобразный стереотип «края света».

Оглавление1. Наименование дисциплины (модуля). 32. Аннотация дисциплины. 33. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 34. Место дисциплины в структуре образовательной программы. 45. Перечень межпредметных связей. 46. Объем дисциплины «Экономика...

Программа дисциплины: "Теория отраслевых рынков". Составитель доцент, к.э.н. А.Н. Бурыкин
Оглавление 1. Наименование дисциплины 5 2. Аннотация дисциплины 5 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 5 4. Место дисциплины «Теория отраслевых рынков» в структуре ООП ВПО 6 5. Перечень межпредметных связей 6 6. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся 8 7. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. 8 8. Содержание дисциплины. 11 8.1. Тематический план на 5 семестр 11 8.2. Календарный план дисциплины в 5 семестре 2016/2017 учебного года 14 9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 29 10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 31 10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе образовательной программы. 31 10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 31 10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений. 33 10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности. 37 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 38 12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 40 1. Наименование дисциплины «Теория отраслевых рынков»: направления 38.03.01. «Экономика», 38.03.10 «Финансы и кредит», 2. Аннотация дисциплины Цели и задачи освоения дисциплины «Теория отраслевых рынков» Цель данного курса Развитие и углубление навыков экономического анализа и оценки поведения фирмы в условиях разных типов рыночных структур и отраслевой политики государства Задачи курса дать основные закономерности функционирования различных рынков; − дать представление о различных аспектах проблемы оценки влияния несовершенной конкуренции на общественное благосостояние; − изучить современные методы регулирования различных типов рынка, в том числе с учетом специфики естественных монополий; − дать основные модели поведения фирм в условиях различных рыночных услуг; − дать специфику ценового поведения предприятий в условиях различных рыночных структур; − дать представления об особенностях функционирования рынков и принятие решений фирмами в России. 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. общекультурные компетенции (ОК): ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности общепрофессиональные компетенции ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач профессиональные компетенции (ПК): ПК-2- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов ПК-4- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: студент должен знать: - основные научные понятия; методологию отраслевого анализа математический инструментарий и методы принятия оптимальных решений; -аналитические методы и модели в региональной экономике; - Знает типовые методики и действующую нормативно-правовую базу расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на отдельных типах рынков и отраслей народного хозяйства -модели экономических систем и процессов, процедуру разработки моделей и оценки их адекватности; -макроэкономическое моделирование, связывающее между собой укрупненные материальные и финансовые показатели: ВВП, потребление, инвестиции, занятость, процентную ставку, спрос, предложение, равновесные цены; студент должен уметь: - анализировать причины и последствия мезо-экономических процессов и событий; - обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; - осуществлять расчеты, связанные с определением налоговой нагрузки предприятий различных отраслей - владеет методиками расчета макро и микро показателей , характеризующих деятельность отдельных отраслей народного хозяйства разрабатывать экономико-математические модели и осуществлять с их помощью анализ и прогнозирование экономических и финансовых процессов; -формировать оптимальные решения на основе экономико-математических моделей; студент должен владеть: - современными средствами и методами анализа движущих сил и экономических процессов и отраслевых пропорций - методологией экономических исследований; -расчетами и оценкой статистических макро и микро экономических показателей развития отраслей и регионов на современном этапе; -владеет методиками и действующей нормативно-правовой базой расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность отдельных отраслей народного хозяйства - методами экономико-математического моделирования и прогнозирования. 4. Место дисциплины «Теория отраслевых рынков» в структуре ООП ВПО Дисциплина «Теория отраслевых рынков» представляет собой дисциплину базовой части профессионального цикла (Б3.Б.20), включена в базовую часть профессионального цикла образовательной программы. 5. Перечень межпредметных связей Взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Изучение дисциплины «Теория отраслевых рынков» занимает одно из ведущих мест в системе дисциплин. Успешное обучение по курсу «Теория отраслевых рынков» предполагает наличие знаний, полученных в результате освоения курсов «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Политология», «Экономика отраслевых рынков», «Экономика труда», «Макроэкономика», «Менеджмент». Теория отраслевых рынков базируется на методах микроэкономического анализа. В результате наиболее тесно данный курс связан с микроэкономикой, являясь ее продолжением и углублением. 6. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся Общая трудоемкость дисциплины «Теория отраслевых рынков» направления 38.03.01. «Экономика», 38.03.10 «Финансы и кредит», составляет 3 зачетных единиц или 108 часа. Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения. 7. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. При обучении дисциплине «Теория отраслевых рынков» используются элементы активных и интерактивных форм обучения с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, так как современная эпоха требует личностей – носителей новых идей, которые смогли бы объяснить обществу новые ценности, соответствующие XXI веку, собрать людей в новые духовные объединения. Ситуация переходного периода в стране поднимает проблему духовного единства, мыслительных перспектив, идеологической самоидентичности. Поэтому в работе со студентами используются новые педагогические технологии, в соответствии с современным стандартом высшего образования: · Рефлексия является особой способностью человеческого сознания понимать собственное содержание, расчленять его и представлять части. · Рефлексия – это некоторый смысл, фиксирующий опыт философского самосознания, важнейший механизм человеческой социальной жизни во всех ее формах и проявлениях, и как источник и средство свободы человеческой личности. · Коммуникация как синтез трёх составляющих: информации, сообщения и понимания. Процесс обучения дисциплины «Теория отраслевых рынков» построен на использовании традиционных форм организации учебного процесса (лекции, семинарские и практические занятия, коллоквиум), элементов дистанционного обучения и тренингов. При реализации программы дисциплины «Право социального обеспечения» используются следующие образовательные технологии: - Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот. - Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия преподавателя и обучающихся через реализацию определенного сюжета. Как правило для закрепления материала и развития навыков публичных выступлений моделируются судебные слушания. Обучающиеся «примеряют» на себя роль судьи, прокурора, адвоката и т.п. - Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «преподаватель—компьютер—обучающийся». С помощью специализированных программ (Консультант, Гарант и т.д.) обучающиеся решают поставленные задачи, ориентированные на работу с нормативно-правовой документацией. Компьютерные технологии широко используются в процессе оценки успеваемости и освоения учебного материала (компьютерное тестирование) - Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «преподаватель—обучающийся», «обучающийся–обучающийся», «преподаватель—автор», «обучающийся—автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач. Данные технологии активно используются при проведении семинарских занятий. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Диалоговые технологии позволяют отрабатывать навыки публичного выступления и развитии логическое мышление. - Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения). Тема 1 Предмет и методология теории отраслевых рынков, фирма в теории отраслевых рынков, сущность, виды и границы отраслевых рынков Теория отраслевых рынков: понятие, историческое развитие, задачи исследования. Современные направления в теории отраслевых рынков. Гарвардская и чикагская школы. Методологические отличия. Фирма на отраслевом рынке, особенности поведения фирмы. Понятие, признаки, виды отраслевых рынков. Продуктовые, временные, локальные границы отраслевого рынка. Тема 2. Структура отраслевого рынка, барьеры входа на рынок и выхода с рынка Структура и факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. Концентрация на отраслевом рынке и классификация отраслей по уровню концентрации. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка: определение, виды, способы оценки, классификация по высоте и эффективности. Барьеры входа - выхода в Российской экономике. Тема 3. Конкуренция и монополия, слияния и поглощения на отраслевых рынках Проблема конкуренции в теории отраслевых рынков, классификация и эффективность конкурентных рынков. Работающая конкуренция и критерии ее классификации: структурные, поведенческие, функциональные. Проблема монополизма в организации и регулировании отраслевых рынков. Сравнительная эффективность производства в условиях свободной конкуренции и монополии. Соотношение понятий «слияние» и «поглощение» Виды, цели, эффективность слияний и поглощений Тема 4. Поведение доминирующей фирмы на рынке и дифференциация продукта (товара) Причины и определение доминирующей фирмы на рынке. Модели рынка доминирующей фирмы и фирм-аутсайдеров. Сопоставление эффективности и потерь рынков монополии и доминирующей фирмы. Дифференциация продукта (товара) как фактор поведения фирмы. Виды дифференциации продукта (товара). 6. Модели дифференциации Ланкастера, Хоттелинга и Салона. 5. Тема 5. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке, ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы Понятие олигополии, ее модели. Классификация некооперативных стратегий поведения. Кооперативные модели поведения олигополистов. Понятие картельного соглашения, причины возникновения и практика предотвращения их нарушений Понятие, типы ценовой дискриминации и ее воздействие на экономику. Тема 6. Вертикальная интеграция, вертикальные ограничения и информация как факторы воздействия на отраслевые рынки Понятие, виды и формы вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Оценка последствий вертикальной интеграции и вертикальных ограничений для экономики. Информация как фактор воздействия на рыночную активность. Проблема несовершенства информационной базы общества и фирмы, негативного отбора и недобросовестного поведения фирмы на рынке. Тема 7. Естественная монополия, потери от монопольной власти на рынке Естественная монополия: понятие, условия формирования, модели. Регулирование отраслей естественной монополии: цели и формы регулирования естественных монополий. Использование ценовой дискриминации в регулировании. Воздействие регулирования на стимулы и издержки, нормы доходности регулируемых компаний. Правило максимизации прибыли в условиях монополии. Внешние эффекты и монополия. Влияние монопольной власти на рынке. 1 Тема 8. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства и государственная отраслевая политика Необходимость государственного регулирования рыночного хозяйства. Принципы государственного регулирования рынка. Прямые и косвенные методы государственного регулирования рыночной экономики. Значение базовой парадигмы «структура – поведение – результат» Отраслевая политика государства: сущность, цели, задач. Основные направления, типы государственной отраслевой политики. 8.2. Календарный план дисциплины в 5 семестре 2016/2017 учебного года 1. План лекций, практических и лабораторных занятий Недели Количество часов Тема и структура лекций Формы проведения. Использование ТСО, Количество часов Тема и содержание практических и лабораторных занятий Формы проведения. Использование ТСО, Контроль качества усвоения материала Лекция 1. Предмет и методология теории отраслевых рынков, фирма в теории отраслевых рынков, сущность, виды и границы отраслевых рынков 1. Теория отраслевых рынков: понятие, историческое развитие, задачи исследования. 2. Современные направления в теории отраслевых рынков. Гарвардская и чикагская школы. Методологические отличия. 3. Фирма на отраслевом рынке, особенности поведения фирмы. 4. Понятие, признаки, виды отраслевых рынков. 5. Продуктовые, временные, локальные границы отраслевого рынка. 2 Практическая работа 1. Предмет и методология теории отраслевых рынков, фирма в теории отраслевых рынков. 1. Теория отраслевых рынков: понятие, историческое развитие, задачи исследования. 2. Современные направления в теории отраслевых рынков. Гарвардская и чикагская школы, их методологические отличия. 3. Базовая парадигма гарвардской школы «Структура – поведение – результативность». 4. Теория квазиконкурентных рынков. Потенциальная конкуренция как принципиально новый подход в позитивном и нормативном анализе рыночных структур. 5. Фирма как агент рынка и ее влияние на отраслевую деятельность. 6. Активное и пассивное поведение фирмы в рыночной среде. 7. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке. 8. Особенности поведения фирм на отраслевых рынках. Семинар 2 Практическая работа 2. Сущность, виды, границы отраслевых рынков 1. Понятие и характерные признаки отраслевого рынка. 2. Виды отраслевых рынков: открытые и замкнутые рынки, стихийные и организованные, глобальные и местные рынки. 3. Пионерные, растущие, зрелые, затухающие рынки. 4. Идентификация отраслевого рынка. Критерии идентификации. 5. Границы отраслевого рынка: продуктовые, временные, локальные. 6. Методы определения границ отраслевого рынка. Семинар Лекция 2 Структура отраслевого рынка, барьеры входа на рынок и выхода с рынка 1. Структура и факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. 2. Концентрация на отраслевом рынке и классификация отраслей по уровню концентрации. 3. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка: определение, виды, способы оценки, классификация по высоте и эффективности. 4. Барьеры входа - выхода в Российской экономике. 2 Коллоквиум Контроль качества 2 Практическая работа 3. Структура отраслевого рынка 1. Структура отраслевого рынка. Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. 2. Концентрация рынка. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках. 3. Система требований к индексам концентрации. 4. Кривые концентрации и коэффициенты концентрации. 5. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. 6. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей. 7. Индекс энтропии, индекс Ханна и Кея. 8. Классификация отраслей по уровню концентрации. Семинар 2 Практическая работа 4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка 1. Определение барьеров входа на рынок и выхода с рынка. 2. Виды нестратегических барьеров. 3. Виды стратегических барьеров. Статистические показатели оценки уровня барьеров входа-выхода. 4. Эффективность политики создания отраслевых барьеров. 5. Классификация отраслевых рынков по высоте и эффективности барьеров. 6. Сравнительный анализ возможных барьеров входа фирм на рынок. 7. Роль рынка капитала в создании барьеров входа на товарный рынок. 8. Качество товара и реклама как стратегические барьеры входа на рынок. 9. Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков. 10. Барьеры входа - выхода в Российской экономике. Семинар Контроль качества 2 Лекция 3 Конкуренция и монополия, слияния и поглощения на отраслевых рынках 1. Проблема конкуренции в теории отраслевых рынков, классификация и эффективность конкурентных рынков. 2. Работающая конкуренция и критерии ее классификации: структурные, поведенческие, функциональные. 3. Проблема монополизма в организации и регулировании отраслевых рынков. 4. Сравнительная эффективность производства в условиях свободной конкуренции и монополии. 5. Соотношение понятий «слияние» и «поглощение» 6. Виды, цели, эффективность слияний и поглощений 4 Практическая работа 5. Конкуренция и монополия на отраслевых рынках 1. Проблема конкуренции в теории отраслевых рынков. Развитие представлений о конкуренции и ее роли. 2. Эффективность конкурентных рынков. 3. Работающая конкуренция. Критерии работающей конкуренции. Классификация критериев работающей конкуренции: структурные, поведенческие, функциональные. 4. Проблема монополизма в организации и регулировании отраслевых рынков. 5. Квазиконкурентные и квазимонопольные рынки. 6. Показатели монопольной власти, потери общества от монопольной власти. 7. Научное обобщение результатов исследования конкуренции на отраслевых рынках: коэффициент Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу. 8. Сравнительная эффективность производства в условиях свободной конкуренции и монополии. Семинар 2 Практическая работа 6. Слияния и поглощения на отраслевых рынках 1. Соотношение понятий «слияние» и «поглощение» 2. Виды (типы) и мотивы слияний, характеристика и основные условия сделок о слиянии, стратегические альянсы 3. Виды (типы) и мотивы поглощений, враждебное поглощение 4. Проблема «принципал-агент» и ее роль при проведении процедур слияния и поглощения. 5. Цели, задачи диверсификация деятельности фирмы, роль антимонопольного законодательства. 6. Последствия (эффективность) слияний и поглощений 7. Основные идеи и результаты исследований слияний и поглощений Микса, Коулинга, Холла и Пикеринга, Мюллера, Фрэнкса и Харриса, Грегори, Хитта. Семинар 2 Лекция 4 Поведение доминирующей фирмы на рынке и дифференциация продукта (товара) 1. Причины и определение доминирующей фирмы на рынке. 2. Модели рынка доминирующей фирмы и фирм-аутсайдеров. 3. Сопоставление эффективности и потерь рынков монополии и доминирующей фирмы. 4. Дифференциация продукта (товара) как фактор поведения фирмы. 5. Виды дифференциации продукта (товара). 6. Модели дифференциации Ланкастера, Хоттелинга и Салона. 2 Практическая работа 7. Поведение доминирующей фирмы на рынке 1. Причины и определение доминирующей фирмы на рынке. 2. Модель рынка доминирующей фирмы и фирм-аутсайдеров при сопоставимости их предельных издержек. 3. Модель ценового лидерства. Условия возникновения "ценового зонтика". 4. Модель доминирующей фирмы с барьерами входа на отраслевой рынок. 5. Сопоставление эффективности и потерь рынков монополии и доминирующей фирмы. 6. Ценообразование в условиях недальновидной и дальновидной стратегий доминирующей фирмы. Модель "самоубийственного" ценообразования. 7. Неценовое поведение в условиях рынка с доминирующей фирмой. 8. Дифференциация товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы. 9. Эффективность и неэффективность доминирования. 10. Доминирующая фирма в российской экономике. Семинар 2 Практическая работа 8. Дифференциация продукта (товара) 1. Определение и условия квазимонопольного поведения фирмы на рынке. 2. Дифференциация товара как фактор квазимонопольного поведения фирмы. 3. Виды дифференциации продукта. 4. Модели пространственной дифференциации Хоттелинга и Салона. 5. Модель Ланкастера. 6. Модели вертикальной дифференциации продукции. 7. Реклама как фактор диф­ференциации товара. 8. Факторы разнообразия товаров на российских рынках. Семинар 2 Лекция 5. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке, ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы 1. Понятие олигополии, ее модели. 2. Классификация некооперативных стратегий поведения. 3. Кооперативные модели поведения олигополистов. 4. Понятие картельного соглашения, причины возникновения и практика предотвращения их нарушений 5. Понятие, типы ценовой дискриминации и ее воздействие на экономику. 2 Практическая работа 9. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке 1. Классические модели олигополии. 2. Классификация некооперативных стратегий поведения: Парадокс Бертрана. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом. 3. Модели Эджворта, Курно, Штакельберга. Лидерство по Штакельбергу, как источник информации о рынке. 4. Кооперативные модели поведения олигополистов. 5. Картельные соглашения: понятие и причины их возникновения. 6. Стимулы к нарушению картельного соглашения. 7. Факторы, облегчающие сохранение картеля. 8. Методы, предотвращающие нарушение картельного соглашения и социальные издержки картелизации. Семинар 2 Практическая работа 10. Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы 1. Ценовая дискриминация: понятие, мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. 2. Типы ценовой дискриминации: 2.1. совершенная ценовая дискриминация, 2.2. ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, 2.3. ценовая дискриминация по группам потребителей. 3. Экспорт как метод ценовой дискриминации. 4. Практика ценовой дискриминации: 4.1. связанные продажи, 4.2. определение комбинаций объема покупки – цены, 4.3. сезонное ценообразование, 4.4. скидки как метод ценовой дискриминации в российской торговле и промышленности, 4.5. межвременная дискриминация. 5. Воздействие ценовой дискримина­ции на экономическое благосостояние Решение задач, тестов 2 Лекция 6. Вертикальная интеграция, вертикальные ограничения и информация как факторы воздействия на отраслевые рынки 1. Понятие, виды и формы вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. 2. Оценка последствий вертикальной интеграции и вертикальных ограничений для экономики. 3. Информация как фактор воздействия на рыночную активность. 4. Пробле­ма несовершенства информационной базы общества и фирмы, негативного отбора и недобросовестного поведения фирмы на рынке. 2 Практическая работа 11. Вертикальная интеграция, вертикальные ограничения 1. Понятие вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. 2. Вертикальная интеграция как источник монопольной власти. 3. Виды вертикальной интеграции. 4. Формы вертикальных ограничений на рынках: нелинейные цены, поддержание максимальной/минимальной цены, количественное фиксирование объема товара, 5. Формы вертикальных ограничений на рынках: система «исключительной территории», ограничение числа дистрибьюторов, совместное финансирование усилий по продвижению товара, связанные продажи. 6. Оценка последствий вертикальной интеграции для экономики: изменение эффективности функционирования, технологические изменения, 7. Оценка последствий вертикальной интеграции для экономики: вертикальный внешний эффект, горизонтальный внешний эффект. 8. Особенности вертикальных отношений в России. Альтернативные формы расчетов как фак­тор вертикальной интеграции. 9. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к верти­кальной интеграции. 10. Квазиинтеграция. Семинар Контроль качества 2 Практическая работа 12. Информация как фактор воздействия на отраслевые рынки 1. Информация как фактор воздействия на рыночную активность 2. Асимметричная информация. 3. Виды асимметрии информации на рынке. 4. Модель Акерлофа. 5. Несовершенство информации о ценах. 6. Асимметрия информации на рынке кредитов. 7. Причины несовершенства информационной базы общества и фирмы. 8. Проблема негативного отбора и недобросовестного поведения фирмы на рынке, сигналы о качестве товаров. Семинар 2 Лекция 7. Естественная монополия, потери от монопольной власти на рынке 1. Естественная монополия: понятие, условия формирования, модели. 2. Регулирование отраслей естественной монополии: цели и формы регулирования естественных монополий. 3. Использование ценовой дискриминации в регулировании. 4. Воздействие регулирования на стимулы и издержки, нормы доходности регулируемых компаний. 5. Правило максимизации прибыли в условиях монополии. 6. Внешние эффекты и монополия. 7. Влияние монопольной власти на рынке. 2 Практическая работа 13. Естественная монополия на отраслевом рынке 1. Естественная монополия: понятие, необходимые и достаточные условия формирования естественной монополии. 2. Модель однопродуктовой и многопродуктовой естественной монополии. 3. Регулирование отраслей естественной монополии. Цели и предпосылки регулирования естественных монополий. 4. Тарифное регулирование. 5. Использование ценовой дискриминации в регулировании. 6. Цены пиковой и непиковой нагрузки: управление распределением потребителей между сегментами рынка, проблемы ценообразования по Рамсею. 7. От регулирования тарифов к регулированию предельного изменения индекса корзины тарифов. 8. Регулирование нормы доходности и эффект Аверча-Джонсона. 9. Модели развития конкуренции на рынках естественной монополии, вертикальное обособление и проблема доступа. 10. Теория и практика эффективного составного ценообразования. Особенности функционирования естественной монополии в России Семинар 2 Практическая работа 14. Потери от монопольной власти на рынке 1. Правило максимизации прибыли в условиях монополии. 2. Способы максимизации прибыли монополистами. 3. Анализ потери экономики от монопольного поведения. 4. Влияние внешних эффектов на монополию. 5. Понятие потерь общества от монопольной власти на рынке 6. Максимальные и минимальные потери от монополии. 7. Отличие потерь экономики от монопольного поведения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Семинар Лекция 8. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства и государственная отраслевая политика 1. Необходимость государственного регулирования рыночного хозяйства. 2. Принципы государственного регулирования рынка. 3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования рыночной экономики. 4. Значение базовой парадигмы «структура – поведение – результат» 5. Отраслевая политика государства: сущность, цели, задач. 6. Основные направления, типы государственной отраслевой политики. 2 Практическая работа 15. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства 1. Необходимость и цели государственного регулирования рыночного хозяйства. 2. Принципы государственного регулирования рынка. 3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования рыночной экономики. 4. Основные проблемы, связанным с государственным ценообразованием. 5. Значение базовой парадигмы «структура – поведение – результат» как результат функционирования всей отрасли. 6. Задачи и цели государственной протекционистской внешнеторговой политики Семинар 2 Практическая работа 16. Государственная отраслевая политика 1.Отраслевая политика государства: сущность, цели, задачи, методы. 2.Основные направления государственной отраслевой политики: антимонопольная политика. 3.Основные направления государственной отраслевой политики: внешнеторговая политика. 4.Типы государственной отраслевой политики по используемым методам: пассивная и активная и их сочетание. 5.Типы отраслевой политики по выдвинутым целям: защитная, наступательная и их сочетание. 6.Меры воздействия антимонопольных органов на рынках с различным уровнем концентрации. 7.Мировой опыт регулирования рыночных структур и проведения антимонопольной и конкурентной политики государства. 8.Государственное регулирование конкурентных отношений и отраслевая политика в России. Семинар 9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Общие положения по организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов (СРС) по дисциплине «Теория отраслевых рынков» осуществляется по двум направлениям: подготовка к занятиям и самостоятельное изучение материала с последующим контролем освоения материала. Студенты получают задание и готовятся к нему самостоятельно. Результаты выполнения проявляются в активности на занятиях и отражаются в рейтинговой системе оценки работы студентов за каждый месяц в форме «аттестован» или «не аттестован». Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины, формирование навыков консультирования по правовым ситуациям в сфере социального обеспечения. Контроль за выполнением самостоятельной работы возлагается на преподавателя и осуществляется во время контактных часов, включая индивидуальную работу со студентом. Виды самостоятельной работы студентов: При изучении дисциплины важная роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие составляющие компоненты: - дополнительную проработку материала, изученного на лекциях и семинарских занятиях; - самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора; - чтение обязательной литературы (в первую очередь оригинальных статей) по курсу. Предполагается, что на каждом семинарском занятии происходит разбор одной-двух ключевых для изучения темы статей; - решение задач, предлагаемых преподавателем, и разбор задач на семинарских занятиях; - подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, демонстрирующих овладение студентом самостоятельно усвоенных знаний. Темы эссе по «Теории отраслевых рынков» 1. Фирма как агент рынка и ее влияние на отраслевую деятельность. 2. Взаимодействие фирм как система и классификация взаимодействий фирм. 3. Факторы рыночной структуры, влияющие на взаимодействия фирм в рыночной экономике. 4. Контрактные отношения российских предприятий как источник специфических черт переходной экономики. 5. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур. 6. Проблемы конкурентоспособности отрасли в российской экономике. 7. Бартер как межфирменные отношения в переходной экономике. 8. Качество товара и реклама как стратегические барьеры входа на рынок. 9. Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков. 10.Особенности квазимонопольного поведения фирм на рынке. 11.Дифференциация товара как фактор квазимонопольного поведения фирмы на рынке. 12.Влияние асимметрии информации на структуру рынка. 13.Доминирующая фирма в российской экономике. 17. Особенности стратегического взаимодействия крупных фирм на российском рынке. 18. Сговор и картели в экономике России. 19.Стратегия и тактика ценообразования в практике западных фирм. 20.Ценовая дискриминация в экономике России. 21.Психологические особенности ценообразования и последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния. 22. Вертикальная интеграция как источник монопольной власти. 23.Альтернативные формы расчетов как фактор вертикальной интеграции. 24.Особенности функционирования естественных монополий в России. 25.Проблемы национализации и приватизации отраслей естественной монополии. 26.Теории и методы оценки потерь общественного благосостояния в условиях монополии. 27.Способы создания и поддержания монополии в отрасли. 28.Эволюция антимонопольного законодательства в развитых странах. Особенности в России. 29.Российский монополизм и последствия приватизации экономики. 10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе образовательной программы. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Темы 1-24 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Темы 2-24 10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются: ü обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов; ü разбор научных оригинальных статей, ключевых для данной темы семинара; ü участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины; ü решение задач, выполнение тестов; ü выполнение домашнего творческого задания; ü написание контрольной работы; ü обсуждение практических ситуаций с подготовкой презентаций; ü доклады студентов (эссе) o Промежуточный контроль проводится в форме экзамена. ü Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом: ü оценки за работу в семестре (участие в дискуссиях, написание рефератов, выполнение домашнего творческого задания и т.д.); ü оценки в ходе экзамена. Оценка знаний по 100-балльной шкале реализуются следующим образом: Требования к результатам освоения дисциплины Оценка Баллы (рейтиговая оценка) Глубокое усвоение программного материала, логически стройное его изложение, умение связать теорию с практикой, свободное решение задач и обоснование принятого решения, выполнение текущей работы в семестре. отлично 86-100 Твердые знания программного материала, грамотное и по существу его изложение, допустимы не существенные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении практических вопросов и задач, выполнение текущей работы в семестре. хорошо 70-85 Знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопрос, недостаточно правильные формулировки, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, затруднения при решении практических задач, выполнение текущей работы в семестре. удовлет. 51-69 Незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы экзаменационного билета, невыполнение практических заданий. неудовлет 0-50 В зачетную книжку студента оценка за экзамен проставляется по общепринятой 5-балльной системе.




Программа дисциплины: "Муниципальное право". Составитель доцент, к.э.н. А.Н. Бурыкин
Оглавление 1. Наименование дисциплины 5 2. Аннотация дисциплины 5 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 5 4. Место дисциплины «Муниципальное право» в структуре ООП ВПО 6 5. Перечень межпредметных связей 6 6. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся 7 7. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. 7 8. Содержание дисциплины. 9 8.1. Тематический план на 5 семестр 9 8.2. Календарный план дисциплины в 5 семестре 2016/2017 учебного года 13 9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 33 10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 36 10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе образовательной программы. 36 10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 36 10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений. 39 10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности. 49 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 52 12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 53 1. Наименование дисциплины «Муниципальное право» 2. Аннотация дисциплины Б3 Профессиональный цикл Б3.В Вариативная часть Б3.В.ОД.2 Муниципальное право ПК-2, ПК-9 Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления. 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. В результате обучения студенты должны знать: - Правовое положение граждан. - Основные положения муниципального права. - Содержание основных понятий, категорий, институтов муниципального права. - Способы защиты нарушенных прав субъектов правоотношений. - Порядок и особенности составления муниципальных нормативно-правовых актов. В результате обучения студенты должны уметь: - Ориентироваться в системе законодательства, регламентирующего отношения в сфере местного самоуправления; - Оперировать юридическими понятиями и терминами муниципального права; - Применять нравственные нормы и правила поведения в юридической деятельности; - Анализировать юридические факты и возникающие с ними процессуальные отношения. - Давать квалифицированные юридические консультации - Правильно составлять и оформлять муниципальные нормативно-правовые акты. В результате обучения студенты должны владеть навыками: - Правовой терминологии в сфере местного самоуправления. - Навыками работы с муниципальными нормативными документами. - Навыками - использования правовых норм муниципального права; реализации этических норм в ходе осуществления профессиональной и общественной деятельности. ПК – 2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК – 9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. 4. Место дисциплины «Муниципальное право» в структуре ООП ВПО Муниципальное право относится к обязательным дисциплинам (ОД) вариативной части (В) профессионального цикла (БЗ) БЗ.В Вариативная часть БЗ.В. ОД 2 Муниципальное право 5. Перечень межпредметных связей Для успешного освоения дисциплины Трудовое право обучающийся должен владеть знаниями по следующим дисциплинам: 1.Теория государства и права. Из указанного курса студенты должны знать следующие темы и разделы: понятие и признаки государства; социальное назначение государства; функции государства; форма внутригосударственного устройства; форма межгосударственного устройства; признаки публичной власти; государственный аппарат; правовое государство; государство и гражданское общество. 2.Конституционное право. Из указанного курса студенты должны знать следующие темы и разделы: Конституция России: общая характеристика; конституционный строй России; конституционный статус личности и гражданина; - классификация конституционных прав и свобод; конституционные обязанности; Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство РФ. 3. Гражданское право. Из указанного курса студенты должны знать следующие темы и разделы: понятие и предмет частного права; разделение публичного и частного права; виды гражданских правоотношений; субъекты и объекты гражданских правоотношений; осуществление и защита гражданских прав; общие положения о праве собственности; ограниченные вещные права; защита вещных прав; понятие, система и основания возникновения обязательств; исполнение обязательств; прекращение обязательств; отдельные виды обязательств. 6. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся Общая трудоемкость дисциплины «Муниципальное право» составляет 4 зачетных единиц или 144 часа. Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения. 7. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. При обучении дисциплине «Муниципальное право» используются элементы активных и интерактивных форм обучения с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, так как современная эпоха требует личностей – носителей новых идей, которые смогли бы объяснить обществу новые ценности, соответствующие XXI веку, собрать людей в новые духовные объединения. Ситуация переходного периода в стране поднимает проблему духовного единства, мыслительных перспектив, идеологической самоидентичности. Поэтому в работе со студентами используются новые педагогические технологии, в соответствии с современным стандартом высшего образования: · Рефлексия является особой способностью человеческого сознания понимать собственное содержание, расчленять его и представлять части. · Рефлексия – это некоторый смысл, фиксирующий опыт философского самосознания, важнейший механизм человеческой социальной жизни во всех ее формах и проявлениях, и как источник и средство свободы человеческой личности. · Коммуникация как синтез трёх составляющих: информации, сообщения и понимания. Процесс обучения дисциплины «Муниципальное право» построен на использовании традиционных форм организации учебного процесса (лекции, семинарские и практические занятия, коллоквиум), элементов дистанционного обучения и тренингов. При реализации программы дисциплины «Муниципальное право» используются следующие образовательные технологии: - Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот. - Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия преподавателя и обучающихся через реализацию определенного сюжета. Как правило для закрепления материала и развития навыков публичных выступлений моделируются судебные слушания. Обучающиеся «примеряют» на себя роль судьи, прокурора, адвоката и т.п. - Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «преподаватель—компьютер—обучающийся». С помощью специализированных программ (Консультант, Гарант и т.д.) обучающиеся решают поставленные задачи, ориентированные на работу с нормативно-правовой документацией. Компьютерные технологии широко используются в процессе оценки успеваемости и освоения учебного материала (компьютерное тестирование) - Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «преподаватель-автор», «обучающийся-автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач. Данные технологии активно используются при проведении семинарских занятий. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Диалоговые технологии позволяют отрабатывать навыки публичного выступления и развитии логическое мышление. - Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения). 8. Содержание дисциплины. 8.1. Тематический план на 5 семестр № п/п Раздел/Тема Форма рубежного контроля Всего В том числе Лек­ции Семи­нары СРС КСР 144 16 32 58 2 Экз. Тема 1. Муниципальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина. Местное самоуправление и теоретическая база его развития. 1. Муниципальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина 2. Понятие, предмет, метод отрасли муниципального права, муниципально-правовые отношения, их субъекты 3. Система и источники муниципального права, муниципально-правовые нормы, место муниципального права в системе российского права 4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления 5. Местное управление и самоуправление, их соотношение 6. Основные теории местного самоуправления 7. Развитие теоретической мысли в области местного самоуправления в России после 1917 г. Тема 2 Исторические основы местного самоуправления в России 1. Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 года 2. Введение дворянского самоуправления в 1785 году 3. Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 году. Земская и городская реформы 1864 и 1870 годов 4. Система Советов в постреволюционный период 5. Основные направления современной государственной политики России в сфере местного самоуправления 5.1. Принципы муниципально-правовой политики 5.2. Приоритеты муниципально-правовой политики 6. Полномочия органов государственной власти России и субъектов Федерации по развитию институтов местного самоуправления Тема 3. Правовая и территориальная основы местного самоуправления, система гарантий и защиты прав его осуществления 1. Правовая основа местного самоуправления: понятие и система гарантий. 2. Международно-правовые акты, характеристика федерального, регионального и местного законодательства, система гарантий осуществления и защиты прав местного самоуправления направления дальнейшего развития права местного самоуправления в России 2. Территориальная основа местного самоуправления: понятие, принципы и структура 3. Установление и изменение границ муниципальных образований 4. Преобразование и упразднение муниципальных образований 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах и на приграничных территориях 6. Особенности реализации законодательства об организации местного самоуправления на территории Сахалинской области. Тема 4 Экономическая основа местного самоуправления 1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления 2. Муниципальная собственность: состав объектов, источники и порядок ее формирования 3. Реестр муниципального имущества: роль и значение учета объектов муниципального имущества, недвижимости для их эффективного использования 4. Управление и распоряжение муниципальным имуществом 5. Порядок и условия приватизации муниципального имущества 6. Муниципальные предприятия, учреждения и организации 7. Состав местных финансов и бюджет местного самоуправления 8. Внебюджетные фонды 1 Тема 5. Формы осуществления местного самоуправления и органы местного самоуправления 1. Сочетание прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 2. Формы непосредственной демократии и другие формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления: 2.1. Местный референдум 2.2. Муниципальные выборы 2.3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 2.4. Сход граждан 2.5. Собрания и конференции граждан (собрания делегатов) 2.6. Правотворческая инициатива граждан 2.7. Территориальное общественное самоуправление 2.8. Публичные слушания 2.9. Опрос граждан 2.10. Обращения граждан в органы местного самоуправления 3. Органы местного самоуправления: 3.1. Понятие и система органов местного самоуправления 3.2. Представительный орган муниципального образования 3.3. Правовой статус главы муниципального образования 3.4. Правовой статус местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) 3.5. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования 3.6. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования Тема 6. Организационно-правовые основы муниципальной службы, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Понятие муниципальной службы 2. Должности муниципальной службы 3. Правовой статус муниципального служащего 4. Порядок приема на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения 5. Понятие, основания и виды ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления в муниципальном праве 6. Борьба с коррупцией, контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Тема 7. Модели организации местного самоуправления. Местное самоуправление в зарубежных странах 1. Модели соотношения государственной власти и самоуправления на местах 2. Модели местного самоуправления в России 3. Местное самоуправление за рубежом: 3.1. Англосаксонская система самоуправления 3.2. Французская модель местного управления 3.3. Система местного управления Германии Тема 8. Организация местного самоуправления в Сахалинской области и городе Южно-Сахалинск. 1. Правовые основы организации местного самоуправления на территории Сахалинской области 2. Исторические особенности формирования и развития органов местного самоуправления в Сахалинской области 3. Особенности реализации законодательства о местном самоуправлении в Сахалинской области в 90-х годах ХХ века 4. Современные организационные формы местного самоуправления на территории Сахалинской области. 5. Влияние организационно-правовых форм организации местного самоуправления на социально-экономическое развитие муниципальных образований Сахалинской области 6. Правовые основы организации местного самоуправления на территории «Городского округа «Город Южно-Сахалинск» 7. Структура органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» 8. Организация деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» 9. Перспективы развития муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Лекция 1 Муниципальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина. Местное самоуправление и теоретическая база его развития. 1. Муниципальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина 2. Понятие, предмет, метод отрасли муниципального права, муниципально-правовые отношения, их субъекты 3. Система и источники муниципального права, муниципально-правовые нормы, место муниципального права в системе российского права 4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления 5. Местное управление и самоуправление, их соотношение 6. Основные теории местного самоуправления 7. Развитие теоретической мысли в области местного самоуправления в России после 1917 А 4 Практические занятия 1,2 (1) 1. Муниципальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина 2. Понятие, предмет, метод отрасли муниципального права, муниципально-правовые отношения, их субъекты 3. Система и источники муниципального права, муниципально-правовые нормы, место муниципального права в системе российского права (2) 1. Понятие, принципы и функции местного самоуправления 2. Местное управление и самоуправление, их соотношение 3. Основные теории местного самоуправления 4. Развитие теоретической мысли в области местного самоуправления в России после 1917 г. А Входной контроль: тест устный семинар 3 2 Лекция 2. Исторические основы местного самоуправления в России 1. Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 года 2. Введение дворянского самоуправления в 1785 году 3. Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 году. Земская и городская реформы 1864 и 1870 годов 4. Система Советов в постреволюционный период 5. Основные направления современной государственной политики России в сфере местного самоуправления 5.1. Принципы муниципально-правовой политики 5.2. Приоритеты муниципально-правовой политики 6. Полномочия органов государственной власти России и субъектов Федерации по развитию институтов местного самоуправления А 4 Практические занятия 3, 4: (1) 1. Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 года 2. Введение дворянского самоуправления в 1785 году 3. Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 году. Земская и городская реформы 1864 и 1870 годов (2) 1. Система Советов в постреволюционный период 2. Основные направления современной государственной политики России в сфере местного самоуправления. 2.1. Принципы муниципально-правовой политики 2.2. Приоритеты муниципально-правовой политики 3. Полномочия органов государственной власти России и субъектов Федерации по развитию институтов местного самоуправления А Экспресс-опрос Решение практических задач 5. 2 Лекция 3. Правовая и территориальная основы местного самоуправления, система гарантий и защиты прав его осуществления 1. Правовая основа местного самоуправления: понятие и система гарантий. 2. Международно-правовые акты, характеристика федерального, регионального и местного законодательства, система гарантий осуществления и защиты прав местного самоуправления направления дальнейшего развития права местного самоуправления в России 3. Территориальная основа местного самоуправления: понятие, принципы и структура 4. Установление и изменение границ муниципальных образований 5. Преобразование и упразднение муниципальных образований 6. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах и на приграничных территориях 7. Особенности реализации законодательства об организации местного самоуправления на территории Сахалинской области. А 4 Практические занятия 5,6: (1) 1. Правовая основа местного самоуправления: понятие и система гарантий. 2. Международно-правовые акты местного самоуправления 3. Федеральное законодательство: конституционные и специальные (юридические) гарантии, судебная защита прав, направления дальнейшего развития права местного самоуправления в России 4. Региональное законодательство: гарантии, защита прав и осуществление взаимодействия региональной государственной власти с местным самоуправлением 5. Местное законодательство: осуществление полномочий, поддержка и развитие гражданской инициативы (2) 1. Территориальная основа местного самоуправления: понятие, принципы, структура 2. Установление и изменение границ муниципальных образований 3. Преобразование и упразднение муниципальных образований 4. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах и на приграничных территориях 5. Особенности реализации законодательства об организации местного самоуправления на территории Сахалинской области. А Тестовой контроль с использованием АСТ-тестов. Доклады студентов 7 2 Лекция 4. Экономическая основа местного самоуправления 1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления 2. Муниципальная собственность: состав объектов, источники и порядок ее формирования 3. Реестр муниципального имущества: роль и значение учета объектов муниципального имущества, недвижимости для их эффективного использования 4. Управление и распоряжение муниципальным имуществом 5. Порядок и условия приватизации муниципального имущества 6. Муниципальные предприятия, учреждения и организации 7.Состав местных финансов и бюджет местного самоуправления 8. Внебюджетные фонды И4 Практические занятия 7, 8: (1) 1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления 2. Муниципальная собственность: состав объектов, источники и порядок ее формирования для их эффективного использования 3. Реестр муниципального имущества: роль и значение учета объектов муниципального имущества, недвижимости (2) 1. Управление и распоряжение муниципальным имуществом 2. Порядок и условия приватизации муниципального имущества 2. Муниципальные предприятия, учреждения и организации 3.Состав местных финансов и бюджет местного самоуправления 4. Внебюджетные фонды А Экспресс-опрос Решение практических задач 9 2 Лекция 5 Формы осуществления местного самоуправления и органы местного самоуправления 1. Сочетание прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 2. Формы непосредственной демократии и другие формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления: 2.1. Местный референдум 2.2. Муниципальные выборы 2.3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 2.4. Сход граждан 2.5. Собрания и конференции граждан (собрания делегатов) 2.6. Правотворческая инициатива граждан 2.7. Территориальное общественное самоуправление 2.8. Публичные слушания 2.9. Опрос граждан 2.10. Обращения граждан в органы местного самоуправления 3. Органы местного самоуправления: 3.1. Понятие и система органов местного самоуправления 3.2. Представительный орган муниципального образования 3.3. Правовой статус главы муниципального образования 3.4. Правовой статус местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) 3.5. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования 3.6. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования А 4 Практические занятия 9, 10: (1) 1. Сочетание прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 2. Формы непосредственной демократии и другие формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления: 2.1. Местный референдум 2.2. Муниципальные выборы 2.3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 2.4. Сход граждан 2.5. Собрания и конференции граждан (собрания делегатов) 2.6. Правотворческая инициатива граждан 2.7. Территориальное общественное самоуправление 2.8. Публичные слушания 2.9. Опрос граждан 2.10. Обращения граждан в органы местного самоуправления (2) 1. Понятие и система органов местного самоуправления 2. Представительный орган муниципального образования 3. Правовой статус главы муниципального образования 4. Правовой статус местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) 5. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования 6. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования А Экспресс-опрос Решение практических задач 11. 2 Лекция 6. Организационно-правовые основы муниципальной службы, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Понятие муниципальной службы 2. Должности муниципальной службы 3. Правовой статус муниципального служащего 4. Порядок приема на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения 5. Понятие, основания и виды ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления в муниципальном праве 6. Борьба с коррупцией, контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления А 4 Практические занятия 11, 12: (1) 1. Понятие муниципальной службы 2. Должности муниципальной службы 3. Правовой статус муниципального служащего 4. Порядок приема на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения 5. Понятие, основания и виды ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления в муниципальном праве (2) 1. Правовые основы борьбы с коррупцией 2. Борьба с коррупцией, контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 3. Роль Федерального инспектора по Сахалинской области, УВД по Сахалинской области, облпрокуратуры, следственного комитета и других правоохранительных органов по обеспечению соблюдения законодательства муниципальными органами управления 4. Практика восстановления управляемости и противодействия коррупционным проявлениям на примере муниципальных образований Сахалинской области И Доклады студентов. Тестовой контроль с использованием АСТ-тестов. 13. 2 Лекция 7. Модели организации местного самоуправления. Местное самоуправление в зарубежных странах 1. Модели соотношения государственной власти и самоуправления на местах 2. Модели местного самоуправления в России 3. Местное самоуправление за рубежом: 3.1. Англосаксонская система самоуправления 3.2. Французская модель местного управления 3.4. Система местного управления Германии А 4 Практические занятия 13, 14: (1) 1. Модели соотношения государственной власти и самоуправления на местах 2. Модели местного самоуправления в России (2) 1. Местное самоуправление за рубежом: 1.1. Англосаксонская система самоуправления 1.2. Французская модель местного управления 1.3. Система местного управления Германии И Экспресс-опрос Решение практических задач 15 2 Лекция 8 Организация местного самоуправления в Сахалинской области и городе Южно-Сахалинск. 1. Правовые основы организации местного самоуправления на территории Сахалинской области 2. Исторические особенности формирования и развития органов местного самоуправления в Сахалинской области 3. Особенности реализации законодательства о местном самоуправлении в Сахалинской области в 90-х годах ХХ века 4. Современные организационные формы местного самоуправления на территории Сахалинской области. 5. Влияние организационно-правовых форм организации местного самоуправления на социально-экономическое развитие муниципальных образований Сахалинской области 6. Правовые основы организации местного самоуправления на территории «Городского округа «Город Южно-Сахалинск» 7. Структура органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» 8. Организация деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» 9. Перспективы развития муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» А4 Практические занятия 15, 16: (1) 1. Правовые основы организации местного самоуправления на территории Сахалинской области 2. Исторические особенности формирования и развития органов местного самоуправления в Сахалинской области 3. Особенности реализации законодательства о местном самоуправлении в Сахалинской области в 90-х годах ХХ века 4. Современные организационные формы местного самоуправления на территории Сахалинской области. 5. Влияние организационно-правовых форм организации местного самоуправления на социально-экономическое развитие муниципальных образований Сахалинской области (2) 1. Правовые основы организации местного самоуправления на территории «Городского округа «Город Южно-Сахалинск» 2. Структура органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» 3. Организация деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» 4. Перспективы социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» А Экспресс-опрос Решение практических задач 16 Итого часов 48 32 9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Общие положения по организации самостоятельной работы 5 семестр ТЕМА 1 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 2 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 3 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 4 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 5 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 6 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 7 Презентации, схемы, электронный учебник ТЕМА 8 Презентации, схемы, электронный учебник Выполнение плана самостоятельной работы 5 семестр Наименование вида работы (подготовка к аудиторным занятиям, РГР, КП, КР и т.д.) Часы самост. работы Срок выдачи Срок сдачи Рейтинговые баллы по неделям и видам работ Самостоятельная работа студентов (СРС) по дисциплине «Муниципальное право» осуществляется по двум направлениям: подготовка к занятиям и самостоятельное изучение материала с последующим контролем освоения материала. Студенты получают задание и готовятся к нему самостоятельно. Результаты выполнения проявляются в активности на занятиях и отражаются в рейтинговой системе оценки работы студентов за каждый месяц в форме «аттестован» или «не аттестован». Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины, формирование навыков консультирования по правовым ситуациям в сфере социального обеспечения. Контроль за выполнением самостоятельной работы возлагается на преподавателя и осуществляется во время контактных часов, включая индивидуальную работу со студентом. В обязанности преподавателя входит: Определение цели и задач самостоятельной работы студентов; Определение места и роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе; Обучение студентов навыкам выполнения самостоятельной работы; Обеспечивать студентов заданиями для самостоятельной работы; Осуществлять инструктирование студентов по выполнению самостоятельной работы (определять, объем, полноту, формы контроля); Осуществлять контроль выполнения самостоятельной работы. Для контроля самостоятельной работы студентов составляется учетная ведомость, где указываются фамилии студентов, вид самостоятельной работы, дата его выполнения, отметка о выполнении («аттестован» или «не аттестован»). Виды самостоятельной работы студентов: 1. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы 2. Составление библиографического списка научных публикаций по темам учебного курса 3. Реферирование научных статей по темам 4. Самостоятельное изучение некоторых тем учебной программы 5. Структурное реферирование нормативно-правовых документов 6. Сбор, анализ статистического материала 7. Составление тестовых заданий и их решение 8. Составление и решение правовых ситуаций по вопросам социального обеспечения 9. Составление глоссария, словаря профессиональных терминов 10. Подготовка докладов, рефератов, урока-конференции по темам дисциплины «Муниципальное право»




google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html