Вопросы культурологии:                                                                                                                                                            культура или                                                                                                                       цивилизация?

Н. Бердяев:
"КУЛЬТУРА не есть осуществление, реализация истины жизни, добра жизни, красоты жизни, могущества жизни, божественности жизни. Она осуществляет:
истину - в познании, в философских и научных книгах;
добро - в нравах, бытии и общественных установлениях;
красоту - в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях;
божественное- лишь в культе и религиозной символике".

Н. Бердяев.
"Приложение Воля к жизни и воля к культуре"

"Наиболее значи­тельные русские мыслители давно уже познали различие меж­ду типом культуры и типом цивилизации и связали эту тему с взаимоотношением России и Европы. Борьба Рос­сии и Европы, Востока и Запада представлялась борьбой духа с бездушием, религиозной культуры с безрелигиозной циви­лизацией".


Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в социальной философии 

Лого

Философы истории и историки в своих работах называют этапы исторического развития общества этапом культуры или цивилизации. Зачастую, заявив о рассмотрении истории как культуры, переходят на термин цивилизация, и наоборот. Для нас принципиально разделить эти термины в приложении к концепции истории и социокультурного движения.
В. Библер, обосновывая необходимость такого разделения, отмечает, что вектор развития общества в ХХ веке сдвинулся к культуре, и (особенно в его первые десятилетия и в его последние годы) впервые может быть понят в действительной всеобщности, как основной предмет философского размышления. Это произошло в связи с изменением позиции самого человека, который, живя в ХХ веке, попал в ситуацию разрушения всех социальных связей, разрыва цепи времен, и поэтому значение сознания самого человека необычайно возросло. «В самой постановке проблемы определения цивилизации, как правило, четко фиксируется отрыв ее от процессуальной характеристики исторического выполнения социальной эволюции в целом».
Эпоха Просвещение использовала термины культура и цивилизация как синонимы, рассматривая цивилизацию как разумное общество, сущностью которого является культура. «…Получилась формула: “Цивилизация = культура = прогресс”. Именно с тех пор, наверное, и появилась у человека возможность говорить одно, а подразумевать другое».

А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко считают, что соотношение понятий культура и цивилизация является болезненным вопросом, так как сложившееся положение с этими терминами сформировалось под влиянием двух тенденций:
- немецкая тенденция, возникшая под влиянием идей О. Шпенглера, Ф. Тённиса, а затем Г. Маркузе, в которой противопоставляются культура и цивилизация: к культуре относят формы духовной, творческой деятельности, а к цивилизации – рутинную, репродуктивную, прагматическую. Такой подход к культуре авторы называют зауженным;
- англо-французская тенденция, которая считает эти два термина взаимозаменяющимися, и нет никакого различия в них. Но авторы, соглашаясь с такой трактовкой терминов, допускают компромисс и с первой трактовкой.

В.Д. Исаев считает, что «различать цивилизацию и культуру принято во франкоязычных странах, а также в России. …В английском языке попросту не существует принципиального различия между “сulture” и “civilization”«. В англосаксонской системе ценностей эти понятия не различаются из-за прагматичности, преобладающей в их ментальности. «Между тем как европейской традиции, идущей от России, от Достоевского до философов Серебряного века, свойственно отрицание за культурой каких бы то ни было признаков прагматичности. Культура – вдохновение, а вдохновение, как говорил поэт, не продается, а значит, не имеет цены».
Русская философская мысль в лице Н. Бердяева противопоставляет понятия культура и цивилизация. Эта тенденция есть и в трактовке понятий у И. Ильина, который отмечает, что культура (дух!) и цивилизация (внешняя дисциплина и техника), – отнюдь не одно и то же. Русская интеллигенция должна понять, что у цивилизованных народов может выродиться духовная жизнь, что мы ныне и наблюдаем. Русский народ, сильно отставая в вопросах цивилизации, всегда имел глубокую и самобытную духовную культуру. Противоестественно думать, что менее цивилизованные народы суть исторический навоз для более цивилизованных.

Социальный детерминизм предполагает развитие исторического процесса в двух вариантах: идеалистический (Гегель – мировая история есть развитие Идеи Свободы) и материалистический. Марксистский исторический материализм рассматривает общественную формацию исходя из выделения в ней двух сфер деятельности людей: духовную и материальную. Надо отметить, что духовную сферу – надстройку – он подчиняет материальной и считает ее вторичной.
Мы предполагаем, что ведущую роль в развитии общества играет духовная деятельность (понимая, что и способ производства также определяет духовное состояние общества). Такое видение истории мы строим на концепциях, вышедших из идей о делении мира человека на два противоположных: материального и идеалистического (у Платона, в платонизме, неоплатонизме), града земного и Божьего (у Августина Блаженного), культуры идеациональной и чувственной (у П. Сорокина), деление исторического процесса на этапы преобладания материального или духовного в жизни человека: варварство, культура, цивилизация и религиозное преображение в трактовке Н. Бердяева. Х. Яннарас говорит о библейском образе человека и его последующем одушевлении Божественным дыханием, в котором речь идет не о биологическом происхождении людей (оно не важно для библейской и церковной антропологии), но о происхождении их сознания и самосознания, их личностной свободы. Такое деление мира человека мы трактуем как деление его на духовный и материальный мир, культуру и цивилизацию.
Душа является самодостаточной духовной субстанцией у Августина, по аналогии и духовная действительность является самостоятельной единицей исторического процесса. Августин Блаженный приводит следующие эпохи истории: Ассиро-Вавилонская и Римская монархии; дорождественская и послерождественская истории и называет возраст человека, соответствующий этим эпохам: младенчество человечества, юность, зрелость, пожилой возраст, старость, обновление и блаженство избранных в «государстве Божьем». Мы понимаем под термином Град Божий (вслед за Августином Блаженным) историю как культуру – мир духовной жизни человека, а под понятием град земной – мир материальных ценностей, то есть цивилизацию.

Иоахим Флорский считал, что человечество проходит в своем развитии три стадии. Третье состояние человечества (tertius status), когда люди будут жить только «по духу» (третий – культура).
П. Сорокин называет две основные культуры: идеациональная и чувственная, а также смешанные – идеалистические и промежуточные. Но ведущих культурных типов два. Идеациональная культура имеет следующие посылки:
1). Реальность понимается как не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие;
2). Цели и потребности в основном духовные;
3). Степень их удовлетворения – максимальная и на высочайшем уровне;
4). Способом их удовлетворения является сокращение физических потребностей. Чувственная культура считает реальностью только то, что дано органам чувств. Потребности признаются в основном физические, и делается все для максимального их удовлетворения. Способ их реализации заключается не в преобразовании духовного мира, а в эксплуатации внешнего мира.
Н.А. Бердяев также выделяет разные состояния общества, отмечая, что в исторической судьбе человечества можно установить четыре эпохи, четыре состояния: варварство, культура, цивилизация и религиозное преображение. Эти четыре состояния нельзя брать исключительно во временной последовательности; они могут сосуществовать, это – разные направленности человеческого духа. Но одно из этих состояний в ту или иную эпоху преобладает. Н. Бердяев делит историю на этап преобладания в обществе духовности, называя период культурой, и преобладания ценностей материального мира, называя этап цивилизацией.
Исходным пунктом философии О. Шпенглера выступает противоположность истории и природы: естественное упорядочивание явлений принадлежит математике и порождает принцип причинности, а история – это хронология и идея судьбы; природа – это ставшее, то есть цивилизация, а история – становящееся, культура. Для О. Шпенглера цивилизация является логическим завершением развития культуры.

Труды М. Блока и Л. Февра – создателей Школы «Анналов», внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем истории. В основе концепции «Анналов» лежит объяснение исторических событий через посредство демографических, экономических и экологических закономерностей. Основные категории Л. Февра были «эпоха» и «цивилизация» – как единство всех сторон духовной и материальной жизни. Л. Февр настаивал на качественных различиях между цивилизациями, утверждая, что каждая из них на определенной стадии имеет неповторимые особенности, собственную систему мировосприятия – эпоха. Понять специфику цивилизации и особенности поведения, принадлежащих к ней людей – значит реконструировать присущий им способ восприятия действительности, познакомиться с их мыслительным и чувственным инструментарием, т.е. с теми возможностями осознания себя и мира, которые данное общество предоставляет в распоряжение индивида. Индивидуальное же мировидение, по Л. Февру, не что иное, как один из вариантов коллективного мировидения. «Каждая культура представляет собой ансамбль компонентов, которые при всех противоречиях между ними, тем не менее, соотнесены друг с другом, гласит центральный тезис Л. Февра». И для понимания поведения принадлежащих к ней людей, а также присущего им способ восприятия действительности необходимо, как утверждает Л. Февр, реконструировать, чтобы познакомиться с их «мыслительным и чувственным инструментарием». Изучая мир людей прошлого, он изучает и их психологию, которой посвящены работы: «Судьба: Мартин Лютер», «Проблема неверия в XVI веке: религия Рабле». Мир людей прошлого Л. Февр называет разными словами: цивилизация, культура, эпоха. Автор данной работы этот мир называет культура эпохи. Марк Блок и Люсьен Февр в своих работах показали, как пересекающееся, наслаивающееся действие множества осознаваемых и неосознаваемых факторов лежит в основе становления менталитета той или иной эпохи. Эта ментальность, рассеянная всюду, обнаруживает себя как «умственная оснастка» или «интеллектуальный инструментарий», объясняющие устойчивость типов восприятия, миропонимания, переживания людей в их конкретной жизненной практике. Поэтому изучению исторической психологии, ориентированной на реконструкцию психического склада людей прошлого, отводится здесь важнейшая роль.

Г.К. Косиков настаивает на различении «цивилизации» и «культуры»: под культурой он понимает систему социальных ценностей, идеалов и норм, вырабатываемых в рамках того или иного общества, под цивилизацией же – формы организации этих норм и ценностей, формы упорядочения культуры и всей общественной жизни посредством специальных механизмов и институтов. «Цивилизация – это общественный строй, взятый со стороны его способности к самосохранению, наследованию и воспроизводству своих социальных структур».
В отличие от концепции Н. Бердяева и О. Шпенглера Г. Косиков объединяет культуру и цивилизацию в одновременное состояние общества, разделяя их по сфере приложения. Говоря об одновременности культуры и цивилизации, Г. Косиков отмечает, что, вступая в жизнь, каждый индивид застает и усваивает определенный запас знаний, верований, навыков, образцов мышления и поведения, которые выработаны культурой, но они также и санкционированы, закреплены и тиражированы цивилизацией, то есть цивилизация институционализирует достижения культуры.
Для А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко цивилизация выступает неким функциональным подразделом культуры. Культура представляет всю систему смыслов человеческого бытия: идеальных, опредмеченных; цивилизация понимается как часть этой системы, которая связана с предметным ресурсом культуры, составляет мир опредмеченных и определенно функциональных феноменов или предметное тело культуры.
О. Кривцун говорит о противостоянии культуры и цивилизации, отмечает, что эта проблема была поставлена уже в начале XIX века. Цивилизация понималась как корыстное, потребительское образование, умножающее практическое отношение к человеку как к функции, в то время как культура по своей природе бескорыстна, созерцательна, в чем и проявляется ее противопоставленность цивилизации.
В.Д. Исаев отмечает, что «цивилизация и культура как пространство эгоса и коммунитас формируют совершенно разные социально-психологические установки человека на жизнь в социуме. Цивилизация, как мы видели, основанная на “корысти и сребролюбии”, формирует установку на эгоизм. Культура же формирует установку человека на альтруизм».
С.Е. Ячин определяет цивилизацию как вещную сторону, тело культуры. Когда культурных ценностей становится слишком много и живые носители данной культуры не в состоянии освоить содержания накопленного опыта, они оседают в виде «отвалов» духовного производства, наступает цивилизационный кризис культуры.

Итак, в философии истории мы отмечаем три тенденции в подходах использования понятий «цивилизация» и «культура»:
– смешивание терминов;
– рассмотрение «цивилизация» и «культура» как одновременное присутствие обоих аспектов в каждом этапе развития общества (концепция Г.К. Косикова);
– рассмотрение данных аспектов как разных состояний общества (концепция Н.А. Бердяева, О. Шпенглера).
Можно заметить, что культура в приведенных выше значениях слова большей частью выступает как компонент цивилизации. И то и другое означает развитое состояние человеческого общества, результат деятельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Термин «цивилизация» обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а термин «культура» – прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации.
Для автора данной работы культура и цивилизация – это два разных состояния общества, которые едины в своей одновременности, но один из компонентов превалирует над другим. «Культура» в своей основе происходит от слова «культ», что несет в себе религиозное содержание; слово же «цивилизация» имеет более светское назначение и берет начало от «civilis», определяющее качества «гражданина» как «городского жителя». В периоды: древневосточная, древнегреческая, средневековая эпохи преобладала духовное, религиозное состояние общества – культура; в римской, нововременной эпохах преобладала цивилизация – материальные блага и интересы вышли на первый план.

Лого

Системы ценностей бывают:

романо-германская; англо-саксонская; православная.

КУЛЬТУРА: аполлоновская душа. ЦИВИЛИЗАЦИЯ: фаустовская душа

Этапы становления современного человека по теории О. Шпенглера
Аполлоновская и фаустовская душа
Аполлоновская душа:
1. интуиция заполненного завершившего в себе, конечного тела.
2. изваяние нагого тела
3. механическая статика, чувственные культы Олимпийских богов.
4. политически разделенные греческие города
5. рок Эдипа и символ Фаллуса (телесная жизнь). Лаокоон- символ физического страдания. Тело.
6. живопись, ограничивающая отдельные тела резкими линиями и контурами.
7. чужда идея внутреннего развития. Чужда рефлексия существования.
8. толпа рабов.
9. стереометрия (число-тело), плоскость- только положительные и целые числа. Привязанность к телу, страх выйти из него, за пределы города, страх аллеями, астрономией, морями, которые исследовали египтяне.
10. жизнь малым, обозримым. Отсутствие чувства ландшафта, горизонта.
11. время- нет автобиографии, нет прошлого и будущего, нет династий (нет археологии и астрологии). Нет летоисчисления. Строение из глины, не на века.
12. драма положений и ситуаций, трагедия момента.
13. лишенные чувства времени, дали, бесконечного, греки лишены и чувства заднего плана, потустороннего. Смысл жизни - ряд случайностей.
14. статуя обнаженного тела- экстракт близкого, беспространственного, исчерпываемого. Музыка – как аккомпанемент, не полифонична.
15. Одиссей, Антигона - люди ставшие.
16. Пифагор в 54 г. - число как измеримая величина
17. стремление подчинить себе смысл обозримого предела
18. родина - что можно обозреть с высоты кремля родного города. Все остальное враждебное (причина жестокости в разрушении городов)
19. математика - дух служит глазу
Фаустовская душа:
1. чистое беспредельное пространство.
2. искусство фуги
3. динамика Галилея
4. великие династии
5. судьба Лира и образ Мадонны. Лир- душевные страдания. Душа.
6. при помощи света и тени . творит пространство.
7. созерцательность, самопознание
8. динамо-машина.
9. анализ (число- отношение), появление неантичного значения точки (перенос в трансцендентальный мир.)
10. появление живописного изображения пейзажа, перспективы.
11. история создается волей человека, судьба творится человеком.
12. драма и развитие характеров.
13. календарь.
14. портрет - человек как центр мира, понимание его исторически, биографически. Психологический анализ.
15. Гамлет, Фауст - в процессе становления.
16. –
17. Декарт, Паскаль, Ферма, Дезарг - бесконечность, число как отношение
-18.
19. дух побеждает глаз. Внутреннее зрение.
В основе античной культуры лежит аполлоновская душа, в основе арабской – магическая душа, в основе западной – фаустовская, которая начинает побеждать в XVII веке с победой рационалистической концепцией мира. Такое деление культуры на аполлоновскую душу и фаустовскую мы встречаем также и у А. Лосева.

Пабло Пикассо. Герника. 1937 г.

Поиск по сайту
google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html