История в таблицах                                                                                                                                                                                                                                                                     Питер Брейгель Старший.                                                                     "Слепые"

 

История отечественного государства и права
Форма
государственной
власти
Основные
правовые
документы
Основные
представители
политико-
правовой мысли
Великий князь
Удельные князья- съезды.
Совет бояр и духовенства.
Княжеская дружина.
Боярская дума, Вече, Воеводы
“Русская правда” 1015 г.
Правосудие митрополичье
( конец 13-нач.14 века.) Договоры города с князьями,
судебная практика,
иностранное законодательство.
Ереси:
стригольники
(против продажи
церковных должностей,
главное - нравственность,
а не таинства и обряды)
Антитринитарии
(против догмата
троичности, икон. Утверждали
веротерпимость)
Новгородская Псковская,
Двинская,
Белоозерская республики.
Вече
(собрание полноправных
жителей мужского пола
- экономические,
политические,
военные, судебные,
административные дела.
Избрание князя)
“Псковская судная грамота”.
1467 год:
Преступление
против государства,
против судебных органов,
имущественные,
против личности.
Указы.
Исихазм
за подчинение светской
власти церкви,
обоснование святости
русской земли -
в борьбе с монголо-татарами,
в период кризиса Византии)
Сергий Радонежский.
Вечевая администрация-
вечевые дьяки, вечевая изба.
Боярский совет.
( подготовка законопроектов,
созыв вече, подготовка
повестки дня.).
Право Золотой Орды
(обычное право
монгольский племен,
нормы шариата, грамоты,
ярлыки,” сокровенное сказание”) -
наказание либо
смертная казнь, либо
членовредительство.
Нестяжатели.
Нил Сорский.
(только внутренний мир,
только его нравственное
совершенствование,
только его
собственный труд
и непрерывная мольба
– есть достойная жизнь.
Терпение к вольнодумцам)
посадник
тысяцкий
архиепископ
князь
Великое княжество
Литовское.
Русская правда,
литовское, польское,
римское и немецкое
законодательство.
Общеземский
привилей 1447,
Судебник 1468 года.
Иосиф Волоцкий.
Попытка сближения
религиозной доктрины
с мирскими и
историческими задачами
централизации власти.
Власть Московского
государя от бога,
он выше церкви.

 

Россия и Европа - кто цивилизованный?

Лого

Английский отряд капитан-лейтенанта (а по другим сведениям - капитана 2-го ранга) Григория Белли вместе с ополченцами кардинала Руффо овладел Неаполем в октябре 1798 года. Спустя некоторое время туда прибыл со своей эскадрой адмирал Нельсон. Аннулировал подписанную именем Ушакова капитуляцию и начал расправу над городом - не над французами, нет, именно над городом. В числе прочих казнённых оказался престарелый адмирал Карачиолло, смерть которого не имела ни малейшего политического смысла. Владимир Шигин "По прошествии двухсот лет исследователи жизни английского адмирала ломают голову, для чего понадобилось Нельсону с такой жестокостью убивать престарелого командующего неаполитанским флотом князя Карачиолло. Вся вина старого моряка, которого, кстати, Нельсон давно и хорошо знал, состояла лишь в том, что после бегства королевской семьи он попытался сберечь остатки неаполитанского флота. Распоряжение Нельсона гласило: "Повесить как можно скорее". В пять часов утра следующего дня "приговор" был приведён в исполнение на борту корабля "Минерва", которым адмирал за несколько лет до этого командовал. Что же касается Нельсона, то даже английские историки на сегодняшний день единодушны во мнении, что устроенный им в Неаполе геноцид - чёрная страница его биографии, что никакой военной или политической необходимости в столь масштабных репрессиях и погромах не было. Недаром, видимо, король Фердинанд не решался показаться в собственной столице - ему необходимо было физически уничтожить всех свидетелей его недавнего позора.

Наполеон называл Суворова "варваром, залитым кровью поляков"; по европейским изданиям кочевали карикатуры на тему "кровожадности" Суворова. Поводом стало жестокое поведение русской армии при взятии Праги, пригорода Варшавы... Но стоит вспомнить, чем оно было вызвано. Восстание в Речи Посполитой ознаменовалось кровавой резней русских в Варшаве, устроенной поляками. Понятно, что для варшавян русские солдаты были олицетворением врагов, но факт остается фактом - поляки проявили крайнюю жестокость. Особенно оскорбительным было то, что случилось это не в честном бою. На Страстной неделе, перед Пасхой (а это особый праздник для православных), в Чистый четверг, когда православные военные из русского гарнизона в Варшаве без оружия отправились в церковь исповедаться и причаститься, в городе ударил набат, и восставшие, разгромив арсенал, устроили расправу... Только в одном православном храме было вырезано около 500 человек из Киевского полка. На узких улицах старого города разъяренные толпы преследовали русских военных как дичь... За сутки убили, зарезали и растерзали в клочья 2 тысячи 265 военнослужащих русского гарнизона. Историк Н. Костомаров так описал эти события: «Поляки врывались всюду, где только подозревали, что есть русские… искали и найденных убивали. Убивали не только русских. Довольно было указать в толпе на кого угодно и закричать, что он московского духа, толпа расправлялась с ним, как и с русским». На Пасху резня повторилась в Вильно. Вскоре оба города были заняты армией Костюшко. Варшава оставалась в руках костюшковцев. Русские солдаты, приближаясь к Варшаве, горели желанием отомстить за своих товарищей (к Суворову прибились разрозненные группы, уцелевшие при резне русских гарнизонов в Польше, и численность его частей увеличилась более, чем вдвое). Суворов понимал настрой своего войска и пытался воспрепятствовать жестокому кровопролитию. Он приказал: "В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное; живым — слава! слава! слава!" С востока, откуда подходила армия Суворова, Варшаву защищала укрепленная Прага, городское предместье, где находилось тридцать тысяч бойцов повстанческой армии, несколько больше, чем у Суворова. Но его солдаты быстро преодолели укрепления. В Праге начались уличные бои. Суворов приказал поджечь мосты через Вислу, соединявшие Прагу с Варшавой. Оценивают этот приказ по-разному: по официальной версии полководец не хотел, чтобы сражение перекинулось на варшавские улицы, затопив город кровью, но многие уверены, что он просто отрезал противнику возможность отступить. Повстанцы оказались в западне между рекой, через которую в конце октября (по новому стилю - в начале ноября) нельзя было перебраться вплавь, и атакующими русскими частями. Варшавяне поднесли Суворову бриллиантовую табакерку с надписью: "Избавителю Варшавы" («Warszawa zbawcu swemu»). Сам Суворов, даже с некоторым удивлением, писал из Варшавы графу Румянцеву про поляков: "Все предано забвению. В беседах обращаемся как друзья и братья. Немцев не любят, нас обожают". Но это было лишь иллюзией. Прагу в Польше никогда не прощали и не забывали.

Сравним поведение Фердинанда, правителя Неаполя, с поведением русских государей. Петра Великого, говорившего солдатам перед Полтавой: "А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, была бы Россия жива!" Александра Первого, давшего в 1812 году клятву "не положить оружия, пока хоть один неприятельский солдат остаётся на русской земле" и сдержавшего эту клятву даже в трагические дни вынужденного оставления Москвы. Николая Первого, называвшего себя "часовым, приставленным к России" и "бедным каторжником из Зимнего дворца" и неоднократно поведением доказывавшего, что эти слова для него - не пустой звук. Фердинанд смотрел на своё королевство как на собственность, а на подданных - как на рабов. Захотел - бросил на произвол судьбы перед лицом наступающего неприятеля. Захотел - вернулся снова требовать себе верности, непонятно на каком основании. Захотел - отправил всех на эшафот, чтобы только забыть свой животный ужас октября 1798 года.

Лого
История государства и права средневековой Европы
(4-15 вв.)
Конец IV—VII в. -«Великое
переселение народов» —
массовые передвижения
варварских племен.
IV в. — Распространение
христианства у готов.
Готский союз племен.
  339/40-397 -
Амвросий Медиоланский,
епископ, писатель,
гимнограф.
340/50—419/20 -Иероним,
церковный писатель,
автор латинского
перевода Библии (Вульгаты)
375 — Вторжение гуннов в Европу,
разгром ими готского
племенного союза.
  354-430 —
Аврелий Августин,
писатель и теолог.
378 — Битва при Адрианополе.
Разгром вестготами
Римской империи.
  IV в. — Перевод
на латинский язык
романа Псевдо-Каллисфена
«История
Александра Великого».
395 — Разделение Римской
империи на Западную и
Восточную.
408-447 - Восстание багаудов
в Галлии.
431 — Осуждение на
III Вселенском соборе
этико-богословского учения
Пелагия как еретического.
Конец IV — начало V в.
— Амвросий Феодосии
Макробий,
философ-неоплатоник

 

Обществознание: социальные теории П. Сорокина, О. Шпенглера

Концепция культурной и социальной динамики Питирима Сорокина

Культуру П. Сорокин трактует как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением.

«Культурная интеграция» - та ось, вокруг которой концентрируются все основные свойства и которая позволяет понять, почему эти свойства являются именно такими, почему они существуют и функционируют именно так, а не иначе;

- внутренний аспект культуры относится к сфере внутреннего опыта, существующего в виде либо хаоса бессвязных образов, ощущений, эмоций, либо в виде упорядоченных систем мышления, состоящих из элементов внутреннего опыта:

 - это сфера разума, ценности, смысла - «ментальность культуры» или «культурная ментальность»; 

- внешний аспект культуры состоит из объектов чувственного восприятия: предметов, событий, процессов, в которых облекается внутренний опыт. Они являются проявлением ее внутренней стороны.


 
 
 
 
Теория социальной и культурной динамики Питирима Сорокина
Реальность: Черты идеациональной культуры Черты чувственной культуры:
природа реальности понимается как невоспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие; считает реальностью только то, что дано органами чувств, она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее; она мыслится как становление, процесс, изменение, течение, прогресс, преобразование;
природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены – цели и потребности в основном духовные; потребности и стремления в основном физические;
степень, в какой эти цели и потребности удовлетворяются – степень их удовлетворения максимальная и на высочайшем уровне; все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены.
способ их удовлетворения – способ их удовлетворения или реализации, добровольная минимизация большинства физических потребностей, в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. На базе этого пункта можно выделить аскетический и активный идеационализм. способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира. На основе способа реализации можно выделить три типа:
1. активная чувственная культурная ментальность – активное «эпикурейство»;
2. пассивная чувственная ментальность – пассивное «эпикурейство»;
3. циничная чувственная ментальность – циничное «эпикурейство».
Понимание ценностей в культуре: Черты идеациональной культуры: Черты чувственной культуры:
моральные ценности ассоциируются с ценностями абсолютными, вечными и нетленными. Идеациональная система морали отмечена безразличием к внешнему эмпирическому миру, его материальным ценностям – «царство мое не от мире сего»; выбирает и предпочитает чувственные, эмпирические, материальные ценности: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, сенсуализм. Трансцендентные или сверхчувственные ценности игнорируются и высмеиваются, или упоминаются для укрепления собственных принципов;
эстетические ценности – стиль в искусстве – символический, физические образцы – лишь видимые знаки невидимого мира и внутренних ценностей; искусство должно быть по форме чувственным, «натуралистическим», воспроизведение объектов в форме, которая наилучшим образом имитирует ту, в какой они являются нашим органам чувств;
темы, задачи и цели искусства – служение религии, абсолютистской этике, вечным ценностям; чувственное искусство имеет дело с такими материями, которые способствуют увеличению чувственного счастья человека;
социальные и практические ценности – или безразличие ко всем преходящим и иллюзорным ценностям, или враждебность по отношению к ним как причинам нарушения внутренней гармонии и гибели души. одобрение всего, что увеличивает общую сумму чувственных наслаждений; все, что приводит к контролю человека над природой и другими людьми, служащему средством удовлетворения постоянно растущих потребностей. Денежная стоимость становится средством измерения научных, художественных, моральных и других ценностей.

 

 

История политических и правовых учений
Теория Освальда Шпенглера: "Закат Европы"

Этапы становления современного человека, которые называет О. Шпенглер - эта аполлоновская и фаустовская душа и эти этапы совпадают с хронологией у Э. Фромма, сменяют друг друга тоже в эпоху высокого Возрождения. Так, в основе античной культуры лежит аполлоновская душа, в основе арабской - магическая душа, в основе западной - фаустовская, которая начинает побеждать в XVII веке с победой рационалистической концепцией мира. Такое деление культуры на аполлоновскую душу и фаустовскую мы встречаем также и у А. Лосева.
Схематично это можно представить следующим образом:

 
Этапы становления современного человека по О. Шпенглеру
Аполлоновская душа Фаустовская душа:
1 интуиция заполненного завершив-
шего  в себе, конечного тела.
чистое беспредельное пространство.
2 изваяние нагого тела искусство фуги
3 механическая статика, чувственные
культы Олимпийских богов.
динамика Галилея
4 политически разделенные греческие города великие династии
5 рок Эдипа и символ Фаллуса (телесная
жизнь). Лаокоон- символ физического страдания. Тело.
судьба Лира и образ Мадонны. Лир- душевные страдания. Душа.
6 живопись, ограничивающая отдель-
ные тела резкими линиями и
 контурами.
при помощи света и тени . творит пространство.
7 чужда идея внутреннего развития.
Чужда рефлексия существования.
созерцательность, самопознание
8 толпа рабов. динамо-машина.
9 стереометрия (число-тело), плоскость - только положительные и целые числа. Привязанность к телу, страх выйти из
него, за пределы города, страх аллеями, астрономией, морями, которые исследовали египтяне.
анализ (число- отношение), появление неантичного значения точки (перенос в трансцендентальный мир.)
10 жизнь малым, обозримым. Отсутст-
вие чувства ландшафта, горизонта.
появление живописного изображения пейзажа, перспективы.
11 время- нет автобиографии, нет прош-лого и будущего, нет династий (нет археоло-гии и астрологии). Нет летоисчисления. Строение из глины,
не на века.
история создается волей человека, судьба творится человеком.
12 драма положений и ситуаций,
трагедия момента.
драма и развитие характеров.
13 лишенные чувства времени, дали, бесконечного, греки лишены и
чувства заднего плана, потустороннего.
 Смысл жизни - ряд случайностей.
календарь.
14 статуя обнаженного тела- экстракт близкого, беспространственного, исчерпываемого. Музыка – как аккомпанемент, не полифонична. портрет - человек как центр мира, понимание его исторически, биографически. Психологический анализ.
15 Одиссей, Антигона - люди ставшие. Гамлет, Фауст - в процессе становления.
16 Пифагор в 54 г. - число как измери-
мая величина
-
17 стремление подчинить себе смысл обозримого предела Декарт, Паскаль, Ферма, Дезарг - бесконечность, число как отношение
18 родина - что можно обозреть с
 высоты кремля родного города.
Все остальное враждебное (причина жестокости в разрушении городов)
-
19 математика - дух служит глазу дух побеждает глаз. Внутреннее зрение.

 
 
Поиск по сайту
google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html