Вводный урок: "Характеристика ХХ века"

16.12.2018

 ХХ век в жизни человечества - самый тяжелый, самый кровавый, самый страшный век. Мы привыкли считать, исходя из теории прогресса, порожденной эпохой Просвещения, взятой на вооружение марксизмом, что мы лучше, умнее, нравственнее всех предыдущих поколений.

Но никогда человечество прежде не знало концлагерей, мировых войн, медицинских экспериментов над людьми. Поставлен вопрос о доверии самому разуму.

К. Лоренц отмечает, что у нас странное отношение к преступникам. Мы можем обвинять общество, а не их в преступлениях. В ХХ веке зачастую главный герой - преступник. И мы зачастую не осознаем, что он совершает преступление (герои Сталлоне, Ван Дама).

Появляется экзистенциалистская концепция исторического процесса, при котором история движется от плохого к худшему и вновь возвращается к плохому. Восходящего движения нет, есть лишь беличье колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества. Материальный мир есть творение «антибога» - Демиурга. Мир стал чужим, нечеловеческая сила управляет миром, людьми, их поступками. У человека XX века есть выбор только между злом и большим злом.

Целью вводного урока по истории ХХ века является:

  • показать все те проблемы, которые раскроют причины основных событий, тенденций истории ХХ века.

Для показа основных проблем этого века можно начать с чтения притчи Ф. Кафки "Сельский врач". В этом рассказе есть все проблемы этого века. Они показаны как предсказание.

Задачи могут решаться следующие:

  • раскрытие проблем века;
  • знакомство с культурой ХХ века;
  • продолжить работу по развитию интереса школьника к чтению.

Задание: прочитав рассказ (я обычно читаю его вслух и текст показывается на презентации), выписать новые тенденции ХХ век:

  • "Это худенький мальчик, без рубашки, температура нормальная, не высокая и не низкая, глаза пустые, он высовывается из-под пуховой перинки, обнимает меня за шею и шепчет на ухо: - Доктор, позволь мне умереть";
  • Таковы люди в наших краях. Они требуют от врача невозможного. Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырех стенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача, от слабых рук хирурга;
  • Я киваю семейству. Они не знают о моих горестях, а расскажи им - не поверят. Рецепты выписывать нетрудно, трудно сговориться с людьми;

  • Бедный мальчик, тебе нельзя помочь! Я обнаружил у тебя большую рану, которой тебя наградили родители (бездуховность);

  • И вот я перед ними нагой; запустив пальцы в бороду, спокойно, со склоненной головою, гляжу я на этих людей. Ничто меня не трогает, я чувствую себя выше их и радуюсь своему превосходству, хоть мне от него не легче;
  • Этак мне уже не вернуться домой; на моей обширной практике можно поставить крест; мой преемник меня ограбит, хоть и безо всякой пользы, ведь ему меня не заменить; в доме у меня заправляет свирепый конюх; Роза в его власти; мне страшно и думать об этом;

  • Голый, выставленный на мороз нашего злосчастного века, с земной коляской и неземными лошадьми, мыкаюсь я, старый человек, по свету. Шуба моя свисает с коляски, но мне ее не достать, и никто из этой проворной сволочи, моих пациентов, пальцем не шевельнет, чтобы ее поднять. Обманут! Обманут! Послушался ложной тревоги моего ночного колокольчика - и дела уже не поправишь!"

Вопросы для обсуждения:1.Как Ф. Кафка характеризует время начала ХХ в.?2.Что означают пустые глаза ребенка? Почему он хочет умереть?3.Какой болезнью наградили ребенка родители?4.Какие ценности стали приоритетными в нач. ХХ в.? Почему?5.Как понять образ кучера? Что понимается под его властью в доме врача?6.Кто идет на смену доктору в ХХ в.?7.Какие предчувствия Ф. Кафки реализовались? В каких событиях? Ф. Кафка говорит в своих произведениях о нарастании в ХХ веке тоталитаризма. Интересна его работа "В исправительной колонии".

google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html