Образ "Святой Руси" на уроках истории, обществознания, ОРКСЭ
На уроках истории мы не должны только изучать факты, анализировать исторические, экономические, политические,культурные процессы, но мы все знаем, что занимаемся воспитанием патриотизма у школьников.Для того, чтобы школьник любил Родину, мы делаем очень много. Я хочу предложить ещё один из вариантов содержания этой работы Мы всегда говорим с гордостью о победе русского народа на Куликовом поле, помним и чтим героев битвы, но мы упускаем иногда величие этой битвы, свзанное с понятием"формирование древнерусской народности". Процесс формиования народности - общеевропейский процесс: во Франции - это подвиг Жанны д'Арк, в Италии - Данте, а на Руси - это идеи и дела Сергия Радонежского, Андрея Рублёва (символ святой Троицы), Дмитрия Донского и т.д. В это время Русь стали называть "Святой Русью". Это надо показывать и объяснять детям. В.С. Соловьев. "Любовь к народу и русский народный идеал", 1884. «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (la belle France, la gloire du nom français); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: die deutsche Treue [немецкая верность].Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о «святой Руси». Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный».
В. Шубарт «Европа и душа Востока»:
«Не европеец, а русский имеет ту душевную установку, с которой человек может оправдать свое извечное предназначение. В главных вопросах бытия европеец должен брать за образец русского, а не наоборот. Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз - как на салон, немец - как на казарму, русский - как на храм.Англичанин жаждет добычи, француз - славы, немец - власти. Русский- жертвы.Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего". Н. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма "После падения Византийской империи, второго Рима, самого большого в мире православного царства, в русском народе пробудилось сознание, что русское, московское царство остается единственным православным царством в мире и что русский народ единственный носитель православной веры. Доктрина о Москве, как Третьем Риме, стала идеологическим базисом образования московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи. Искание царства, истинного царства, характерно для русского народа на протяжении всей его истории. Принадлежность к русскому царству определялось исповедованием истинной, православной веры. Совершенно также и принадлежность к советской России, к русскому коммунистическому царству будет определяться исповеданием ортодоксально- коммунистической веры. Под символикой мессианской идеи Москвы - Третьего Рима произошла острая национализация церкви. Религиозное и национальное в московском царстве так же между собой срослось, как в сознании древне- еврейского народа. И так же как юдаизму свойственно было мессианское сознание, оно свойственно было русскому православию". Г.П. Федотов. "Россия и свобода" : "Древнерусский князь не воплощал полноты власти. Он должен был делить ее и с боярством, и с дружиной, и с вечем. Менее всего он мог считать себя хозяином своей земли. К тому же он и менял ее слишком часто. При таких условиях оказалось возможным даже создание в Новгороде единственной в своем роде православной демократии. С точки зрения свободы существенно не верховенство народного собрания. Само по себе вече, ничуть не более князя, обеспечивало свободу личности. На своих мятежных сходках оно подчас своевольно и капризно расправлялось и с жизнью, и с собственностью сограждан. Но само разделение властей, идущее в Новгороде далее, чем где-либо, между князем, «господой», вечем и «владыкой», давало здесь больше возможностей личной свободы. Оттого такой вольной рисуется нам сквозь дымку столетий жизнь в древнем русском народоправстве". В XV веке Русь берет на себя великую вселенскую миссию: «Москва - Третий Рим», которая должна помочь переутройству мира на православных основах: «...все христианские царства пришли к концу, и сошлись в едином царстве нашего государя... и это российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».[ ] Русь несет православие на восток. Еще в XIV веке новгородцы пришли на Урал и построили первый монастырь, стали обучать местное население грамоте в школе при монастыре. Русские проникают дальше и их проникновение не похоже на крестовые войны католиков на западе, они это делают без меча и крови, без материальных выгод и грабежей. Москва отстраивается как христианская столица, как Иерусалим, также как раньше отстраивался Константинополь, который в определенных чертах подражал Иерусалиму. Но Константинополь строился и как столица империи, продолжая образ Рима. Отсюда и образ Москвы как «третьего Рима». Поэтому Москва приобретает двойное назначение: столица церковная и державная, имея два образа - иерусалимский и римский, духовный и плотский, Град Божий и Град Земной. «...С древнейших времен, с принятия крещения, Русская земля сознательно устроялась одновременно - во образ исторической святой Земли Палестины и во образ "обетованной земли" грядущего небесного Царства».[ ] Москва, а за ней и другие русские города, оформляется к XVII веку как духовный центр, священная столица Руси. Но идею Москвы как Третьего Рима русский народ не осуществил в связи с церковным расколом XVII века, который «обнаружил, что московское царство не есть Третий Рим». Петербургская империя тем более не осуществляла эту идею. В результате «мессианская идея русского народа приняла или апокалиптическую форму, или форму революционную». В ХХ веке через идею Третьего Интернационала осуществляется мессианская идея русского народа, идея Третьего Рима.[ ]Постепенно формируется отношение к России как святой Руси: «Большая часть русского народа - крестьянство, жило в тисках крепостного права. Внутренне народ жил православной верой, и она давала ему возможность переносить страдания жизни. Народ всегда считал крепостное право неправдой и несправедливостью, но виновником этой несправедливости он считал не царя, а господствующие классы, дворянство. Религиозная санкция царской власти в народе была так сильна, что народ жил надеждой, что царь защитит его и прекратит несправедливость, когда узнает всю правду. По своим понятиям о собственности русские крестьяне всегда считали неправдой, что дворяне владеют огромными землями. Западные понятия о собственности были чужды русскому народу, эти понятия были слабы даже у дворян. Земля - Божья и все трудящиеся, обрабатывающие землю, могут ею пользоваться. Наивный аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам».[ ]Работа с текстом станет полезной при подготовке школьников к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ.