Конституционное право на уроках в школе

16.12.2018

Хочу обсудить вопрос о подходах к преподаванию вопросов по Конституции в школе. Просмотрев одну из скачанных презентаций по данному вопросу, я удивилась старым, советского периода, подходам к освещению вопросов главы 2 Конституции. Автор презентации, раскрывая вопросы главы, начинает с перечисления обязанностей, перечисленных в Конституции. Далее идут права.

Хочу обратить внимание на то, что права и обязанностиперечисляются только в конституциях тоталитарного государства: имеешь право на труд и обязан трудиться, иначе уголовная статья о тунеядстве.

Глава 2 Конституции РФ называется: "Права человека", следовательно, надо начинать работу по этой главе с прав человека.

Тенденция прежних времен периода тоталитарного государства проявляется сегодня во многих аспектах жизни: в уставах школ, в текстах в автобусах об обязанностях пассажира и т.д. Мы воспитываем молодежь и должны научить их демократическому видению мира.

Как только мы говорим о США, Великобритании, Франции, мы называем их конституционные акты: Билль о правах, Декларация прав человека и гражданина.

Демократическое государство определяется по разным положениям:

  • в Конституции, одно из них - глава о правах;
  • Кроме Конституции демократизм государственного устройства можно проследить и по тому, какое право имеетлидирующие позиции: гражданское или уголовное."Русская правда" была сводом законов, в котором большую роль играло гражданское (обязательственное) право. Но, начиная с судебника Ивана III (1497 г.), ведущую роль в системе права в России занимает уголовное право. В советский период гражданское право не могло играть большую роль в правовой системе, так как не было разных форм соственности, не было частной собственности. Подписав Декрет о земле, национализировав банки, предприятия, власть делает ведущим в стране уголовное право;
  • определение преступления в разных правовых документах разного времени разное: в "Русской правде" - обида, в Судебнике и далее - нарушение воли царя;
  • цели наказания разные: возмещение ущерба в "Русской правде", запугать и разъединить - в Судебнике ит.д. В советском уголовном кодексе 1918 года - перевоспитание. За преступления суды могли вынести: а) внушение; б) выражение общественного порицания; в) принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения); г) объявление под бойкотом; д) исключение из объединения на время или навсегда; е) восстановление, а при невозможности его возмещение причиненного ущерба; ж) отрешение от должности; з) воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу; и) конфискация всего или части имущества; к) лишение политических прав; л) объявление врагом революции или народа; м) принудительные работы без помещения в места лишения свободы; н) лишение свободы на короткий срок или на неопределенный срок до наступления известного события; о) объявление вне закона; п) расстрел. Всего пятнадцать видов наказания. Конечно, пять из них не носили уголовно-правового характера (например, внушение, порицание, бойкот).
google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html