История семьи (16): "Обыск брачный" и как он поможет в составлении родословной

07.04.2024

Сегодня наш рассказ о портретах родных из книг обысков брачных, невестиного паспорта, женихового свидетельства и запасно-отпускных билетов, о процедуре их составления и сведениях, которые они содержит.

В статье канала "История семьи (11): как составить древо семьи по Метрическим книгам, Обыскам брачным и Исповедным ведомостям" мы начинали разговор о богатейшем источнике информации о предках, о документе, важном для каждой новой российской семьи прошлого - "Обыске брачном".

Справка Academia-nadezhda:

Обыск брачный- письменный документ о людях, собирающихся венчаться в церкви, и их свидетелях. Прежде чем заключить брак, будущие супруги должны были подтвердить свои намерения, а священнослужители устанавливали путем их опроса отсутствие препятствий к совершению брака. Опрос мог длиться несколько дней и проводиться до бракосочетания. Результаты опроса составляли текст документа "Обыск брачный", который подписывался тремя священнослужителями и свидетелями со стороны жениха и со стороны невесты.

1. Семейное право на Руси и в Российской империи

С момента возникновения Русского государства и появления первых сводов законов ("Русская правда" и др.) семейное право формировалось в соответствие с обычаями и церковными канонами. В связи с церковным характером брака, церковь не разрешала разводы. В Метрической книге части II "О бракосочетавшихся" записывали в какой по счету брак вступают брачующиеся. Например, заключение брака наших родственников Матвея Дмитриевича Флоринского с Натальей Ивановной Зиминой в 1852 году было первым для обоих супругов:

Галерея Academia-nadezhda: "Извлечение из Метрической книге церкви Седьмовселенской Близ Новодевичьего монастыря. 1850-1856." Фонд 2125 опись 1 Ед.хр. № 1231, стр. 57.

В связи с высокой смертностью в Российской империи не только новорожденных, малолетних, но и взрослых членов семей, было широко распространено вдовство. Церковь разрешала второй и третий брак в связи со смертью супруга, при этом в брачном обыске всегда указывали их количество - второй или третий брак, о чем свидетельствует приводимый нами "Обыск брачный" 1781 года: "...ямщик Федор Степанов вторым браком ... второбрачную Наталью Андреевну...".

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из брачного обыска". Фонд № 2131. Опись № 2, Метрические книги, исповедные ведомости, статистические ведомости, ревизские сказки священно- и церковнослужителей и др. Ед.хр. № 4, 1781 г.

Четвертый брак уже не считался законным. Именно так случилось с первым русским царем Иваном IV Васильевичем (1530 - 1584 гг.). После смерти его третьей жены царицы Марфы Васильевны, урождённой Собакиной (ум. 13 ноября 1571 г.) он просил митрополита Кирилла позволить ему вступить в четвертый брак, но получил отказ. Несмотря на это, Иван Грозный добился согласия духовенства и вновь женился (царица Анна Алексеевна, урождённая Колтовская (ок. 1554/1556 - 5 апреля 1626 гг.), но его последующие три брака (всего их было семь) не считались законными. Подробнее о женах Ивана Грозного в галереи канала: "История в портретах: «Семь жен царя Ивана IV Грозного»". Иван IV Васильевич Грозный (25 августа 1530 — 18 марта 1584) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси. Количество жён Ивана Грозного точно не установлено, у историков упоминаются имена шести или семи женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые 4 являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о его допустимости). Царь Иоанн IV Грозный. Худ. И. ГлазуновAcademia-nadezhda3 ноября 2021

Церковный брак был отменен в 1917 году. Декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР «О расторжении брака» (16 декабря 1917), «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (18 декабря 1917) лишили церковный брак юридической силы, была введена гражданская регистрация браков и разводов, не зарегистрированный в ЗАГСе брак стал называться сожительством, не имеющим юридической силы.

2. Портреты родных в книгах брачных обысков, невестином паспорте, жениховом свидетельстве и запасно-отпускном билете

Как мы писали ранее, все основные события в жизни человека (рождение, бракосочетание, смерть) в Российской империи фиксировались в метрической книге приходской церкви. Основные сведения о вступающих в брак записывались в части II метрических книг. Вот пример из истории наших родных: запись о вступающих в брак по Ивановскому сороку в Введенской церкви в Барашах в Москве:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из метрической книги: Фонд 2122 опись 1 Ед.хр. № 371, 1850 – 1859 Ивановский сорок. Введенская церковь в Барашах в Москве. Стр. 209".

Из этой записи в Метрической книге мы можем установить года рождения брачующихся: Иван Дмитриевич Флоринский родился в 1830 году, Наталья Георгиевна Терпигорева - в 1840 г. И.Д. Флоринский - учитель Заиконоспасского духовного училища. Указаны родители молодых: Пречистенского сорока Николаевской, на Курьих ножках, церкви умершего дьячка Дмитрия Михайловича сын и умершего дьякона Пречистенского сорока Борисоглебской церкви Георгия Демидовича Терпигорева дочь девица. Свидетелями указаны родной брат Московского Вознесенского монастыря Матвей Дмитриевич Флоринский, со стороны невесты – студент Московского Императорского университета Иван Егорович Терпигорев.

Запись важнейшая, устанавливающая юридический факт заключения брака. Ее дополняет не менее важный процедурный документ, предшествующий заключению церковного брака и дающий на него разрешение - это "Обыск брачный".

2.1. Обыск брачный.

В вводной части "Книги брачных обысков и записи копий брачных документов" содержится инструкция как производить обыск и что записывать в документ, стандартизируя информацию. Следуя этой инструкции, несколько священников разных приходов тщательно, со всей серьезностью и ответственностью к вопросам семьи и брака проводят "обыск": собирают и изучают документы жениха и невесты, представленные рекомендации, указывают учебные заведения, в которых воспитывались молодые, проводят собеседования с поручителями, трижды публично оглашают намерения вступления в брак указанных лиц и в заключении назначают место, дату, время бракосочетания.

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из Книги брачных обысков и записи копий брачных документов".

Прочитаем документы брачного обыска Александра Дмитриевича Флоринского и его невесты Натальи Васильевны (стилистика и орфография документа 1848 года сохранены).

Обыск брачный:

"Тысяча восемьсот сорок восьмого года сентября двадцать седьмого дела по указу Его Императорского Величества города Москвы Пречистенского сорока Николаевской, что на Курьих ножках, церкви священно и церковно служители производили обыск о желающем вступить в брак, и оказалось следующее: 1-е. Жених: Московский мещанин Бронской слободы Александр Дмитриевич Флоринский, православного исповедания: (жительствует Дмитровского уезда на Вознесенской бумагопрядильной мануфактуры. 2-е. Невеста: Владимирской губернии города Покрова Л девица Наталья Васильевна, православного исповедания, жительствует в приходе вышеозначенной Николокурьевской церкви в доме Щелина. 3-е. Возраст к супружеству полностью совершенный, а именно: Жених двадцати пяти лет , а невеста двадцати восьми лет, и оба находятся в здравом уме. 4-е. Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющую по установлению свойства церкви брак никакого нет. 5-е. Жених юноша, а невеста девица. 6-е. К бракосочетанию они приступают по своему взаимному желанию, а не по принуждению, и на то имеют: жених от начальства своего, а невеста от родителей своих дозволение. 7-е. По троекратному оглашению, сделанному сего 1848 года сентября 19, 25 и 26 числа препятствия к совершению сего брака никакого никем не объявлено. 8-е. Для удостоверения беспрепятственности сего брака представлены письменные документы: а). свидетельство, данное жениху для вступления в брак из Дома Московского уездного общества сего 1848 года сентября 15 дела за № 9850, точная копия с коей при сем прилагается. б). Свидетельства, данные жениху от духовного отца его1848 года и святого причастия, прилагается при сем в подлиннике. в). паспорт, данный невесте июля 1 дня сего 1848 года за № 98 при Покровской градской Думы, с него при сем точная копия прилагается. Посему бракосочетание предположено совершить в выше означенных Николокурьевской церкви сего 1848 года сентября 27 дня в 4 часа при посторонних свидетелях. 10-е. Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют как сами они, так и поручители с тем, что если что окажется ложным, за то подписавшиеся повинны суду по правилам церковным и законам гражданским".

2.2. Брачные документы

Для осуществления обыска брачного в церковь предоставлялись "Невестин паспорт", "Жениховое свидетельство", "Запасно-отпускной билет", выдававшиеся гражданскими властями, которые играли роль паспорта и с которыми можно было передвигаться по стране, переезжая в другой город в течение определенного срока.

2.2.1."Копия с невестиного паспорта":

"Объявительница сего Владимирской губернии города Покрова девица Наталья Васильевна уволена в разные города и селения Российской империи для собственных надобностей от нижеписанного числа на один год, то есть: тысяча восемьсот сорок девятого! Или по первое число, и по прошествии срока вернуться ей обратно. В противном случае поступлено с ней будет по закону и по документу, записанному в книге под № 98 в Покровской градской Думе с приложением печати".

В этих документах даны также описания внешности жениха, причем, возраст определен по внешнему виду, а не по документам:

2.2.2. "Копия с женихова свидетельства":

"Из дома Московского градского общества дано се московскому мещанину Бронной слободы Александру Дмитриевичу Флоринскому поданного им объявления, и состоявшийся по оному резолюция от писанного числа впредь на один месяц в том, что ни брат его, никто, он по собственному своему желанию да благоразумию, препятствие не имеет ему на лицо двадцать пять лет, холост, приметами он росту среднего, лицо белое, глаза карие, нос прямой, волосы тёмно-русые, бороду бреет. На бракосочетание его обязать се свидетельство с учиненною на том священником того прихода суть включать будет, подписью с приложением церковной печати представить в дом сей обратно. Сентября 15 1848 года № 9850. Подписи".

2.2.3. "Копия с документа запасно-отпускного билета":

В статье канала История семьи (11): как составить древо семьи по Метрическим книгам, Обыскам брачным и Исповедным ведомостям мы приводили пример Обыска брачного, выданного Владимиру Александровичу Флоринскому, вступавшего в брак 28 апреля 1891 года с певицей Марией Назаровной Романовой, но за это время мы нашли еще два документа, выданные в дополнение к брачному обыску: Запасно-отпускной билет В.А. Флоринского и Билет № 1986 Марии Назаровны Романовой:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Книги брачных обысков, венечные памяти, брачные документы" Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 155. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке.

«Предъявитель сего доктор медицины Владимир Александрович Флоринский. Состоит в запасе чиновном военном медицинском ведомстве с 17 июня 1890 года. Во время состояния в запасе содержания не получал. За Главного Военно-медицинского инспектора Тайный советник Беляев № 9278 «27» июня 1890 года. Родился 28 сентября 1863 года. Из потомственных дворян. Исповедания православного. Воспитывался в Императорском Московском университете. Полный срок обязательной по Уставу в воинской пов. Службе истекает 1 января 1907 года. Орденов и знаков отличия не имеет. По окончании курса медицинских наук в Императорском Московском университете Советом Университета утвержден в степени лекаря с отличием и звания уездного врача 1888 мая 30. Псковским уездным по воинским повинности присутствием, на основании п. 1 ств. 3 Устава в воинской повинности, как имеющий степень лекаря зачислен в запас армии 1888 г. ноября 24. Высочайшим приказом о гражданских чинах военного ведомства зо № 25, зачислен в запас чиновников военно-медицинского ведомства 1890 г. июня 17. Конференцией Императорской Военно-медицинской Академии удостоен степени Доктора Медицины 1890 г. января 30».

Билет № 1986

«Служащей при Императорских Московских Театрах хористкою труппы Марии Назаровны Романовой. На жительство в г. Москва, сроком по 17 ноября 1891 года, в чем и выдан ей сей билет из Московской Конторы Императорских Театров. Ноябрь 17-го дня 1890 года»

Нельзя переоценить важность этого документа - он дает нам полную биографию доктора медицинских наук, дворянина Владимира Александровича Флоринского (27 сентября 1863 - ? гг.)!

Кроме этих документов были выданы невесте еще два:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Книги брачных обысков, венечные памяти, брачные документы" Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 155. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке.. стр. 295.

Это документы: Свидетельство невесты, выданное Министерство Императорского Двора, Московской конторой Императорских театров от 25 апреля 1891 года и второй документ выдан отцу невесты санкт-петербургскому мещанину Назару Прохоровичу Романову Саратовской Духовной консисторией, в котором излагается содержание метрической книги - запись о рождении Марии Назаровны. Указаны даже восприимники.

По брачным документам мы можем составить полный портрет наших родных, которые жили века назад!

Вывод:

Как видим, приведенные различные церковные брачные документы содержат наиболее полные сведения о предках. Узнав из этих документов основные сведения, можно дополнять их из Метрических книг, Адрес-календарей и других, описанных нами в представленном в списке публикаций, источников.
Получается у нас, получится и у вас!

Источники:

  1. Извлечение из Метрической книге церкви Седьмовселенской Близ Новодевичьего монастыря. 1850-1856.. Фонд 2125 опись 1 Ед.хр. № 1231, стр. 57.
  2. Извлечение из брачного обыска Фонд № 2131. Опись № 2, Метрические книги, исповедные ведомости, статистические ведомости, ревизские сказки священно- и церковнослужителей и др. Ед.хр. № 4, 1781 г.
  3. Извлечение из метрической книги: Фонд 2122 опись 1 Ед.хр. № 371, 1850 – 1859 Ивановский сорок. Введенская церковь в Барашах. Стр. 209.
  4. Извлечение из "Книги брачных обысков, венечные памяти, брачные документы" Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 155. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке.
google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html