Сложные страницы в изучении истории и обществознания

В помощь школьнику: 

тоталитаризм в литературе и рок-музыке

 (уроки по истории и обществознанию)

Мировая литература о

тоталитаризме
Сложные вопросы в истории

 

Эрих Фромм: «Главная идея этой книги: человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится "индивидом" - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то...

Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!» ‑ говорит один из героев книги. Свой ответ даже на вполне оправданный гнев Толкиен...

Создание рая на земле - главная идея обустройства человека в этом мире, обернувшаяся созданием тоталитарного кошмара - это следующая проблема, проявляющая антропологический кризис ХХ века. В качестве «парадиза» может служить любое замкнутое образование: круг друзей, избранное общество, семья и так далее. В замкнутом обществе, любом пространстве,...

Камю А. "Чума", "Посторонний", "Осадное положение";Фромм Э. Бегство от свободы;Толкиен Дж. «Властелин колец»;Голдинг У. Повелитель мух;Зюскинд П. Парфюмер;Кизи К. Полет над гнездом кукушки;Эко Умберто. Имя розы;Оруэлл Дж. 1984;Замятин Е. Мы;Список литературы:Голдинг У. Повелитель мух. /У. Голдинг. Издательство: АСТ, 1954. Серия: Книга на все...

Два выбора человечества в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Уильям Голдинг в своей работе показывает на примере детей (у них тоньше слой цивилизации, чем у взрослых) как и почему делается выбор политического режима людьми, если они поставлены перед выбором. Два пути - два выбора человечества ХХ века: Ральф предложил свободу,...

Замятин Е. о тоталитаризме в работе «Мы»
Первый автор, создавший образ тоталитарного политического режима – Евгений Замятин. Его государство строится на следующих основах:
единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек;
взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, «нумера». Личность обесценивается до полного исчезновения: или физического, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные (лоботомия);
Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры; Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами. Прозрачные стены нужны для того, чтобы не было личной жизни. Все выставлено на всеобщее обозрение, человек не может ни минуты быть наедине с собой;
носят одинаковую униформу – юнифы;
В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма»;
Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес – образ закрытого государства. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом;
Самая важна часть Единого Государства – его идеология. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы»;
государство пользуется так называемой математической этикой – количество людей, нет судьбы отдельного человечества;
Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (запрет эмоций).
В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства – слежка за всеми и всех. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.
Рождённых детей в обществе отбирают и воспитывают согласно науке детоводства – государственное воспитание.
Вывод: тоталитарное государство вырастает из рационального, научного подхода к организации жизни человека, из запрета эмоций.
Методы построения тоталитарного государства у Дж. Оруэлла в работе «1984»

Методы построения тоталитарного государства:
Образ правителей тоталитарного государства. «Повиноваться ему мало – вы должны его любить».
новояз - все меньше и меньше слов, плохо развитая речь;
введение понятия «мыслепреступление», «двоемыслие»;
минуты ненависти как образ врага при формировании тоталитарного государства. Наличие врага – запрет коммунистической, социал-демократической партий, профсоюзов; Народы как враги (евреи, цыгане, славяне и др.), наличие врагов внутренних и внешних приводит к оправданию репрессий, наличию репрессивных структур, что ведет к запугиванию народа. Страх провоцирует в человеке низменные чувства, подчинение, подавляет сопротивление.
Переписывание истории. Время, история в тоталитарном государстве. Переписывание истории с целью создания идеологии;
Личность в тоталитарном государстве, уничтожение личности:
«"Они не могут в тебя влезть", -- сказала Джулия». Но они смогли влезть. «-- Я предала тебя, -- сказала она без обиняков. - Я предал тебя, -- сказал он». По Оруэллу герои сами допустили и позволили построение этого общества. Современный человек не замечает давления государства на себя;
Низкое качество жизни разрушает личность – плохие продукты, примитивная одежда, разрушенное здоровье.




Образ тоталитарного государства в труде Умберто Эко «Имя розы»
Умберто Эко в романе «Имя розы», создавая образ тоталитарного государства, показывает его через жизнь и тайны средневекового монастыря.
Образ монастыря – образ закрытого пространства (железный занавес необходим для того, чтобы не могло быть сравнений с другой жизнью);
Там – полновластие дисциплины и высшего Закона. Чтобы служить Богу, монахи подчиняют себя идеальному распорядку, дисциплине, разуму, подавляя эмоции.
Монастырь – это модель рая, небесного Иерусалима – государство мечты о всеобщем счастье;
Но там происходят темные и страшные вещи. В обители порядка и благолепия действуют адские силы, и, хотя некоторые тайны проясняются, и злодеи к концу разоблачены, беспокойство остается.
Тоталитарный режим вырастает на запрете – на запрете смеяться и контроле смеха. В монастыре запрещен трактат Аристотеля о смехе, и все, кто иллюстрирует его книги или просто смотрит – погибают.
Устанавливает тоталитарный режим монах, настоятель монастыря, который сам разучился смеяться.
Произведения Альбера Камю о тоталитаризме
Альбер Камю представил метаморфозу, происшедшую с человеком в ХХ веке, следующими образами:
«Мы были народом, а стали массой! Раньше нас приглашали, теперь нас вызывают! Мы продавали друг другу молоко и хлеб, теперь мы снабжаемся. Мы топчемся на месте! Топчемся и твердим сами себе, – это никто не может ничего изменить и каждый должен стоять на своем месте, в указанном ему ряду! Мы топчем самих себя!»
А. Камю приводит пример гуманного отношения палача к жертве в «Падении»: «А знаете вы, что на моей родине, в маленькой деревеньке, во время карательной экспедиции немецкий офицер очень вежливо предложил старухе самой выбрать, которого из двух сыновей расстрелять в качестве заложника. Выбрать! Представляете себе? Вот этого? Нет, вон того. И смотреть, как его уводят». В своих произведениях А. Камю показал, за что палач любит свою жертву: без нее он не сможет быть палачом, диктатором.
В произведении «Посторонний» А. Камю показывает личность, которая не встраивается в массу. Он называет его аутсайдером, посторонним для всех, кто хочет быть как все. Именно за это судят его, а не за убийство.
А. Камю в произведение «Чума» показывает как из гуманных соображений доктора, по его просьбе вырастает тоталитарный порядок. Но в этом произведении есть образ журналиста, который остается в городе, охваченном чумой, хоть в Париже его ждет невеста и он с этим городом ничем не связан. Камю показывает, что каждый человек сам делает свой выбор. Но если человек не сломался, не испугался чумы, он ей не подвержен. Эта мысль им проводится и в произведении «Осадное положение».[ Альбер Камю представил метаморфозу, происшедшую с человеком в ХХ веке, следующими образами:
«Мы были народом, а стали массой! Раньше нас приглашали, теперь нас вызывают! Мы продавали друг другу молоко и хлеб, теперь мы снабжаемся. Мы топчемся на месте! Топчемся и твердим сами себе, – это никто не может ничего изменить и каждый должен стоять на своем месте, в указанном ему ряду! Мы топчем самих себя!»
А. Камю приводит пример гуманного отношения палача к жертве в «Падении»: «А знаете вы, что на моей родине, в маленькой деревеньке, во время карательной экспедиции немецкий офицер очень вежливо предложил старухе самой выбрать, которого из двух сыновей расстрелять в качестве заложника. Выбрать! Представляете себе? Вот этого? Нет, вон того. И смотреть, как его уводят». В своих произведениях А. Камю показал, за что палач любит свою жертву: без нее он не сможет быть палачом, диктатором.
В произведении «Посторонний» А. Камю показывает личность, которая не встраивается в массу. Он называет его аутсайдером, посторонним для всех, кто хочет быть как все. Именно за это судят его, а не за убийство.
А. Камю в произведение «Чума» показывает как из гуманных соображений доктора, по его просьбе вырастает тоталитарный порядок. Но в этом произведении есть образ журналиста, который остается в городе, охваченном чумой, хоть в Париже его ждет невеста и он с этим городом ничем не связан. Камю показывает, что каждый человек сам делает свой выбор. Но если человек не сломался, не испугался чумы, он ей не подвержен. Эта мысль им проводится и в произведении «Осадное положение».





Эрих Фромм. «Бегство от свободы»
Эрих Фромм: «Главная идея этой книги: человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится "индивидом" - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность».
1. Свобода – психологическая проблема? Борьба за свободу в истории.
2. Двойственность свободы.

a. Процесс индивидуализации человека. «Первичные узы»
b. Два аспекта индивидуализации: развитие личности и растущее одиночество.
«Обязательный аспект индивидуализации – растущее одиночество, порождающее чувство беззащитности и тревоги.
Есть два пути выхода из этого одиночества:
– возврат в лоно матери, рабство, уничтожающее личность, («Ребенок не может физически вернуться в материнское лоно; точно также невозможно повернуть вспять и психический процесс индивидуализации. Попытки такого возврата неминуемо принимают характер подчинения…»);
Первый путь определен как путь возврата, как путь, который ведет к рабству, или конформизм. Он возникает в результате неполноценности прохождения каждого этапа взросления ребенком, когда некоторые этапы пропущены. Спасение от одиночества возможно в бегстве от свободы, отчуждения человека от себя, так как это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром.
Многие современные философы заговорили о потерянности человека. Поступки такого человека будут лежать вне понятия морали и нравственности».
c. стремление отказаться от своей индивидуальности.
Другой путь - путь спонтанных связей с людьми и природой.
«Второй вариант развития и становления личности – формирование гармонично развитой личности, способной выдержать растущее одиночество, способной не к конформизму, а к социализации – установлению спонтанных связей с людьми и природой. Растущая индивидуализация приводит либо к подчинению, либо к спонтанной активности – свободной деятельности личности (от латинского слова sponte – сам собой, по собственному побуждению).
путь спонтанных (творческих) связей с людьми и с природой, которые соединяют человека с миром, не уничтожая индивидуальности. Если каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождается соответствующим ростом личности, то развитие человека является гармоничным».
3. Свобода в эпоху Реформации
a. Рождение свободы Возрождения в средние века
b. Реформация и свобода - Новый склад характера, возникший из экономических и социальных перемен и усиленный новыми религиозными доктринами (§ 29.2).
c. Учения Лютера и Кальвина
d. Социальный процесс, определяющий образ жизни индивида: отношение к другим людям и труду, его характер.
e. новые идеологии -религиозные, философские или политические.
4. Два аспекта свободы для современного человека
a. Внешние аспекты свободы
b. Внутренние препятствия свободы
c. Понятие отчуждения, одиночества, подчинения.
«Механизм бегства от свободы заключается в том, что человек становится, по определению Э. Фромма, разрушителем, так как «…разрушить мир – это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня. Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир».
Разрушитель «мстит жизни за то, что она его обделила. Человек, который не может создавать, хочет разрушать. Человек становится несвободным и это его приводит к добровольному отказу от собственной личности, к подчинению внешним силам».
Так человек преодолевает чувство ничтожности по сравнению с подавляющим внешним миром:
или за счет отказа от собственной целостности,
или за счет разрушения других.
Разрушение жизни требует только одного: применение насилия. Этот человек становится авторитарной личностью.
Авторитарная личность может обладать и активностью, и смелостью, и верой, но активность в этом смысле означает действие во имя чего-то большего, чем его собственное «я». Такой человек способен только к господству или подчинению.
Люди ожидают, что некто их защитит, что «он» позаботится о них, и возлагают на «него» ответственность за результаты своих собственных поступков».
5. Механизм «бегства»
«Возможны еще варианты бегства от свободы:
или в полном отрешении от мира, при котором мир утрачивает свои угрожающие черты,
или в психологическом самовозвеличении до такой степени, что мир, окружающий человека, становится мал в сравнении с ним. В результате того, что человек, неуверенный в себе, начинает действовать по общепринятым канонам с целью стать таким как все, не выделяться, он утрачивает способность критически мыслить. Постепенно происходит замещение личности. Человек может стать псевдоличностью. Если человека готовить к встраиванию в жизнь, он может усвоить правила жизни, жить по этим правилам и жизнь обернется трагедией. Он не станет самим собой.
сегодня человек превратился в робота, что мы живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает индивиду сохранять неосознанность его неуверенности. В результате личность индивида ослабляется, так что неосознанное чувство бессилия и неуверенности не только сохраняется, но и крайне возрастает».
a. Авторитаризм. Авторитарная личность
«В результате того, что человек, неуверенный в себе, начинает действовать по общепринятым канонам с целью стать таким как все, не выделяться, он утрачивает способность критически мыслить. Постепенно происходит замещение личности. Человек может стать псевдоличностью». b. Разрушительность, ее цель
c. Конформизм
6. Психология нацизма
7. Свобода и демократия

a. Иллюзия индивидуальности
b. Свобода и демократия
«Если бы каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождался соответствующим ростом личности, развитие ребенка было бы гармонично. Этого, однако, не происходит. В то время как процесс индивидуализации происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие психические механизмы, которые будут описаны ниже как механизмы избавления, бегства».

Два выбора человечества в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
Уильям Голдинг в своей работе показывает на примере детей (у них тоньше слой цивилизации, чем у взрослых) как и почему делается выбор политического режима людьми, если они поставлены перед выбором. Два пути – два выбора человечества ХХ века: Ральф предложил свободу, демократию, Джек – диктатуру. Большинство пошло за Джеком, который предложил диктатуру.
Образы Джека (староста церковного хора – охотник) и Роджера из команды Джека. Роджер стал убийцей Хрюши;
Джек предложил всем защиту от зверя и обещал накормить всем мясом;
Что означают длинные волосы и раскрашенные лица? Длинные волосы – образ маски. Под маской не стыдно.
Образ братьев-близницов – образ выбора, колебания Сэм-и-Эрика;
Персиваль Уимз Медисон всегда помнил, как его зовут, но потом эта магическая формула пропала из памяти – стирание истории;
Образ острова – образ рая на земле (фрукты, тепло, море, остров, нет взрослых), но эта территория изолирована от мира, от взрослых.
Повесть Р. Баллантайна «Коралловый остров» - основа воспитания английских джентльменов. Почему остров не приводит к райской жизни (фрукты – расстройство желудка, шторм, огонь – ссорит героев, сжигает остров, море поглотило Саймона и Хрюшу, розовый гранит коралла окрашивается кровью Хрюши, прекрасная природа таит зверя);
Только Ральф остался с Хрюшей? Основные свойства характера Ральфа, которые помогли ему остаться личностью;
Демократия на острове как долг перед малышами, долг помнить адрес, свой дом, семью, поддерживать костер для спасения. Рог как символ демократии, обязанности каждого.
Хрюша – образ технократа, который слепнет перед дикостью человеческой природы. Рациональность – основа построения тоталитарного государства, в этом участвуют ученые;
Образ Саймона из хора. Саймон похоронил лётчика, разговаривал с «повелителем мух», спешил ко всем, чтобы рассказать, что зверя нет. Саймон – философ.



Рок-музыканты об исторических событиях История в музыкальных произведениях

 

Рок-музыканты. Произведения:

  • Styx. Kilroy Was Here. "Килрой был здесь"
  • Pink Floyd. «Animals». Дж. Оруэлл. «Скотный двор»
  • Дэвид Боуи. «Diamond Dogs» - под влиянием романа Дж. Оруэлла «1984»
  • Рик Уэйкман. Дж. Оруэлл. «1984»
  • Van Halen. Дж. Оруэлл. «1984»
  • Eurythmics. «1984». Дж. Оруэлл
  • Анни Леннокс. «Into the West». Р. Толкиен. «Властилин колец»
  • Barclay James Harvest «Once again». Р. Толкиен. «Властелин колец»
  • Игорь Демарин. Патрик Зюскинд. «Парфюмер» 
- *Репетитор. Готовим ЕГЭ по истории
- *Урок вместе: сложные вопросы истории
- *В помощь учителю
- *Молодому учителю
- *Классному руководителю
- *Сценарии уроков и публикации
- *Читаем великую литературу
- *Слушаем рок и классическую музыку
- *Мировая литература о тоталитаризме
- *Материалы для студента
- *Философия
- *История
- *Культурология
- *Политология
- *История полит. и прав. учений
Into the West (Anne Lennox)
На запад (перевод Apollion Dare)
Lay down
Your sweet and weary head
Night is failing You have come
To journey's end Sleep now And dream
Of the ones who came before
They are calling From across
The distant shore Why do you weep?
What are these tears Upon your face?
Soon you will see All of your fears
Will pass away Safe in my arms
You're only sleeping What can you see
On the horizon?
Why do the white gulls Call?
Across the sea A pale moon rises
The ships have come To carry you home
And all will turn To silver glass
A light on the water All souls pass
Hope fades Into the world of night
Through shadows failing Out of memory and time
Don't say We have come now to the end
White shores are calling You and l will meet again
And you'll be here in my arms Just sleeping
What can you see On the horizon?
Why do the white gulls Call? Across the sea
A pale moon rises The ships have come
To carry you home And all will turn
To silver glass A light on the water
Grey ships pass lnto the West
Приляг, усни, ты изнемог....
Ночь опустилась,... Ты пришел, закончен путь.
Засыпай, И сон, один из снов придет,
На дальний берег В путь он позовет....
Что плачешь ты? Зачем же слезы на лице?
Увидишь ты, исчезнут вскоре страхи все
В моих руках... ...ты только засыпаешь,
Что видишь ты …на горизонте?
Откуда белых чаек …крик?
По глади моря... в сиянье лунном,
...придет корабль ...и заберет домой
Все обернется …серебристым стеклом.
По лунной дорожке Все мы уйдем,
Надежды исчезнут …и над миром ночь....
Теней забвенья … нам не превозмочь.
Не говори. что все уходит в прах...
С тобой мы снова встретимся …на белых берегах.
Ты будешь ...засыпать
...в моих руках. Что видишь
...ты на горизонте? Откуда белых чаек
…крик? По глади моря...
…в сиянье лунном, ...придет корабль
...и заберет тебя домой Все обернется
…серебристым стеклом. По лунной дорожке
…ладьи уйдут. На Запад.
Усни, Свою голову склони.
Ночь приходит, И грядет конец пути.
Леннокс в 2004 году записала песню «Into the West», вошедшую в саундтрек фильма «Властелин колец: Возвращение короля». Эта песня принесла Леннокс премию «Оскар» в номинации «Лучшая песня к кинофильму».

Barclay James Harvest 

«Once again»

Р. Толкиен. «Властелин колец»

(Galadriel Галадриэль -эльфийская королева, персонаж эпоса «Властелин колец» Джона Р. Р. Толкина)

 5 февраля 1971 года на Harvest вышел альбом группы «Once Again», где коронным номером стала эпико-симфоническая песня «Mocking Bird» («Птица-пересмешник») с дивным лирическим вступлением и громоподобной оркестровой кульминацией. Там же прозвучала и прекраснейшая баллада Galadriel», пронизанная грустью тихого осеннего вечера. Автором слов был Джон Лис.Эта песня, вдохновлённая «Властелином Колец» Джона Рональда Руэла Толкиена, как никогда ассоциируется со «старой доброй Англией» и красотами толкиеновского Средиземья.

She comes up with the morning sun

And tells me life has just begun

Oh what it is to be young

 And in the early evening light

She brings me flowers from the sun

Oh what it is to be young

And if you see her you will know

She's like a shadowFalling softly on the snow

And in the early evening light

She brings me flowers for the nigh

tOh what it is to be young 

 Она появляется с утренним солнцем

И говорит, что жизнь только начинается.

О, как прекрасно быть молодым.И в свете раннего вечера

Она приносит мне цветы солнца.

О, как прекрасно быть молодым.

Когда ты увидишь ее, ты узнаешь ее.

Она как тень,

Падая мягко со снегом.

И в свете раннего вечера

Она приносит мне цветы ночи.

О, как прекрасно быть молодым. 

google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html